Николай Дежурнов, тезник МАЦ, вертолет, фото МАЦ

В 2023 году гражданская авиация России отмечает свой 100-летний юбилей, а Московский авиационный центр – 20 лет с момента своего образования. О своей работе, о том, как пришёл в авиационную профессию и полюбил её на всю жизнь, нам рассказал Николай Дежурнов, вот уже 15 лет работающий в Московском авиационном центре техником по планеру и двигателям. В этом году Николаю Владимировичу присвоено звание «Ветеран Московского авиационного центра».

«Родился я в Истринском районе Подмосковья, в семье, никак не связанной с авиацией. А вот когда учился в школе, то приезжали шефы – офицеры и курсанты из военного авиационного училища. Они рассказывали нам, мальчишкам, о своей службе, об авиационных профессиях – и сумели так заинтересовать, что долго раздумывать и сомневаться по поводу выбора профессии лично мне не пришлось. И я до сих пор этим людям искренне благодарен»

В 1986 году Николай Дежурнов поступил в Кировское военное авиационно-техническое училище (КВАТУ), а в 1989 году закончил его, получив звание лейтенанта и специальность «техник-механик по вертолётам и авиационным двигателям». По распределению попал в Уральский военный округ и стал летать бортовым техником на военно-транспортных вертолётах Ми-8. Как водится, в военном училище, а потом и на службе появились настоящие верные товарищи – к слову, связь между собой бывшие однокашники и сослуживцы поддерживают до сих пор.

«Трудностей особенных во время военной службы выделить не могу – наверное, потому, что преодолевать их научили ещё в военном училище. Ведь, будучи курсантами, мы осваивали авиационную профессию и одновременно приобретали военные навыки, так что учебный процесс, со всеми присущими ему требованиями, перемежался военными учениями, подъёмами по тревоге, стрельбами – и это всегда было нелегко, но для нас это было нормальное положение вещей и привычный режим нагрузки»

В Уральском военном округе, в городе Карталы Оренбургской области, Николай прослужил 11 лет. Там же встретил свою любовь, женился, там родился его сын Георгий. Демобилизовавшись, вернулся с семьёй в родное Подмосковье, потом родилась дочь Вера. Выйдя рано на пенсию, без дела никогда не сидел, находил себе применение в других сферах, в том числе и связанных с техникой – но всё это не шло ни в какое сравнение с авиацией. И вот однажды раздался телефонный звонок…

«Позвонил бывший однокашник и рассказал, что в Московском авиационном центре нужны хорошие специалисты. Стоит ли говорить, с какой надеждой, с каким волнением воспринял я это известие! Ведь авиация – это наше всё! По большому счёту, мы ничего другого в жизни лучше делать не умеем…»

Вот так в 2008 году Николай Дежурнов пришёл в Московский авиационный центр техником по планеру и двигателям. В авиацентре на тот момент было два типа вертолётов – Ка-32 и Ми-26, несколько позже появились вертолёты лёгкого класса ВK117С-2, наиболее пригодные для использования в условиях плотной городской застройки. Вся эта техника даже в свободное от полётов время требует постоянного выполнения большого объёма регламентных работ, куда входит проверка отдельных агрегатов на специальных стендах, выявление и замена износов, смазка и многое другое. Так что авиационный техник – это и «жаворонок» и «сова» в одном лице. Утром ему необходимо до прихода пилотов осмотреть вертолёт, убедиться в его абсолютной исправности и осуществить полноценную подготовку в соответствии с полётным заданием. Если предстоит санитарный вылет – то на вертолёт BK117 устанавливают медицинскую стенку, в состав которой входит аппарат ИВЛ, дефибриллятор, монитор жизненно важных функций, модуль для перевозки младенцев и другая аппаратура для оказания экстренной медицинской помощи. Если предстоит тушение пожаров, транспортировка грузов весом до 5 тонн, разбор завалов или последствий ДТП, эвакуация пострадавших с открытых поверхностей – то подготавливают многоцелевой вертолёт Ка-32а, на который, в зависимости от поставленной задачи, устанавливают водосливное устройство ёмкостью до 5 тонн, гидравлический захват, внешнюю подвеску или спасательную лебёдку. Для тушения особо крупных пожаров или транспортировки тяжёлых грузов подготавливают вертолёт Ми-26Т, устанавливая на него внешнюю подвеску или водосливное устройство ёмкостью до 15 тонн. В полностью «боеготовом» состоянии вертолёт передаётся пилоту под роспись в журнале.

Николай Дежурнов, тезник МАЦ, вертолет, фото МАЦ

«Ну а затем начинается самое трудное – ждать…»

Удивительно, но пронзительные, от самого сердца идущие слова авиационного техника Макарыча из знаменитого фильма о лётчиках Великой Отечественной всё так же актуальны и в наши дни для людей, готовящих к полёту винтокрылые машины в Московском авиационном центре! Ведь все поставленные задачи воспринимаются ими, как самые настоящие боевые – будь то спасение жизни людей или борьба с огнём… За выполнение таких задач Николай Владимирович отмечен, например, медалью «Участнику ликвидации пожаров в 2010 году» – тех самых торфяных пожаров, что летом 2010 подбирались к самой Москве, заволакивая небо плотным удушливым дымом. На их тушение вертолёты вылетали тогда прямо с базы и работали в небе целыми днями, ненадолго возвращаясь лишь для того, чтобы дозаправиться или быстро устранить возникшую неисправность.

«А в 2022 году, летом, когда бушевали лесные пожары, мы были откомандированы на место происшествия на две недели. Рабочий день техников начинался задолго до рассвета – на аэродром приходили с фонариками, чтобы за час – полтора до вылета подготовить машины. Чуть погодя, тоже ещё по темноте, приходили пилоты, принимали вертолёты. Как только окончательно рассветало, начинались вылеты на тушение пожаров – и продолжались весь световой день, до захода солнца. Времени на сон, конечно, оставалось немного…»

В чём секрет этой выносливости, позволяющей в любой ситуации оставаться неизменно собранным, спокойным и внимательным? И можно ли привыкнуть к ощущению огромной личной ответственности за находящуюся в небе машину и за своих товарищей, которые на ней работают? Николай Владимирович уверен, что ему в этом помогает и армейская закалка и, конечно, солидный опыт. И ясное понимание того, что «никто кроме нас».

«Если мы не подготовим должным образом вертолёты, значит пилоты не смогут выполнить задание. Наша обязанность – сделать всё от себя зависящее так тщательно, чтобы вертолёт отработал на все сто, без отказов. Именно с таким настроем мы подходим к делу – и у нас нет права на ошибку»

Николай Дежурнов, тезник МАЦ, фото МАЦ

Кстати, несмотря на весь имеющийся опыт, работая в Московском авиационном центре, нельзя останавливаться на достигнутом – здесь приходится постоянно совершенствоваться, повышать свою квалификацию. Ведь появляется новая техника и новое оборудование, которые требуют своевременного и досконального изучения, чтобы уметь устранить или даже предотвратить любую её неисправность.

«По правде говоря, я просто не представляю, что мог бы работать кем-то ещё! Не представляю, что мог бы изучить и делать что-то иное в таком же объёме и так же хорошо, как то, что делаю сейчас. Не представляю, что мог бы так же любить какую-то другую работу… А ведь любить свою работу – это главное, без этого в нашем деле нельзя. Ведь мы же не просто с «железом» работаем – на этом «железе» люди летают!»

Николай Дежурнов, тезник МАЦ, фото МАЦ

Ольга КУРСАКОВА.