fbpx
машины, фото Нина Донских

День без автомобиля – молодой праздник, но для многих москвичей он уже успел стать ежегодной традицией. 22 сентября горожане пересаживаются со своих автомобилей на общественный транспорт, велосипед или идут на работу пешком. Это непривычно. Однако, если посмотреть на такие будни глазами горожанина, которому важен чистый воздух, то становится очевидно, что автомобилист не принесёт вклад в виде оксидов азота и оксида углерода, взвешенных частиц в атмосферу родного города.

Если день выдастся погожий и безветренный, то эти вещества не накопятся в атмосфере и не продержатся до самого утра. А значит, День без автомобиля, если соблюдать его условия, можно назвать одним из самых чистых дней в году.

Специалисты ГПБУ «Мосэкомониторинг» посчитали как меняется уровень загрязнения воздуха, если снизить автомобильный трафик.

Неожиданное и очень наглядное подтверждение этого тезиса жители столицы получили во время пандемии. В результате коронавирусных ограничений весной 2020 года сокращение потока транспорта (в основном легкового) на 40-50% позволило существенно снизить концентрации загрязняющих веществ: по оксиду углерода, диоксиду азота, взвешенным частицам РМ10 – до 1,5 раз, по оксиду азота – до 2-х.

Значимые экологические преимущества представляет и развитие электромобильного транспорта. В настоящее время на территории города эксплуатируется более 1000 электробусов. Перевести весь городской парк на электротягу планируется к 2032 году. По нашим оценкам, с момента начала внедрения электробусов удалось избежать на улицах города около 620 тонн выбросов загрязняющих веществ. Снижение выбросов парниковых газов по сравнению с дизельными автобусами в 2021 году оценивается величиной в 33 тыс. тонн СО2, а за весь период эксплуатации в городе (с 2018 года) – в 60 тыс. тонн СО2.

Открываются новые станции метрополитена и МЦД, проектируются трамвайные линии, обновляется подвижной состав. Так что отдать предпочтение общественному транспорту сейчас – внести вклад в охрану окружающей среды.

Ещё без малого 20 лет в Москве наблюдалась иная картина – пробки, хаотичный паркинг, обилие автомобилей низкого экологического класса. С 2012 года Москва пересмотрела приоритеты развития транспортного комплекса. Задача снижения загрязнения воздуха автотранспортом была признана как приоритетная.

Согласно данным экологического мониторинга за последнее десятилетие в Москве у автотрасс (по сравнению с 2012 годом) концентрации основных загрязняющих веществ снизились до 2,2 раз.

Эту позитивную динамику получится сохранить, если горожане будут отдавать предпочтение общественному транспорту, добровольно отказываясь от личного.

 Нина ДОНСКИХ.

Фото автора