fbpx
Москва, город, Москва-сити, фото Юлия Смагринская

С наступлением осени яркие краски тускнеют, а на смену им приходят однотонные пейзажи и хмурые будни. В большом городе, с его обилием высотных зданий, вокзалов, машин, всевозможных металлических конструкций и огромным количеством людей может показаться, что окружающее пространство превращается в огромный, гудящий железный ящик. Но стоит взглянуть на привычные вещи под “другим углом”, как все обретает новый смысл. Именно так мыслил Александр Родченко — российский художник и фотограф. Он дал новую жизнь чёрно-белой фотографии, добавив в неё новые приёмы фотосъёмки.

Корреспондент «Мой дом Москва» собрал фотоподборку снимков, сделанных «в стиле Родченко». Подробности в нашем фоторепортаже.

Легендарный советский художник, график и фотограф Александр Родченко был настоящим экспериментатором в искусстве.

Он одним из первых отказался от «созерцательной» фотографии.

«Мы обязаны экспериментировать», – заявил он.

Возле концертного зала им Чайковского

Легко ли повторить?

Непростое это дело — повторять за великом мэтром! Уловить только ему одному понятную игру света и тени, эту борьбу двух противоположностей на холсте одного снимка.

Грани стеклянных сосудов

Действительно, смотреть глазами художника и видеть красоту ровных линий, искать в простых вещах скрытое, непознанное, не замеченное — есть великое искусство! 

Лестница эскалатора

Поиски привели в недра столичной подземки и сразу же в глаза бросилась заветная перспектива – вот же она, открывается каждому пассажиру прямо со ступеней эскалатора! Чёткая линия идёт с нижнего яруса движущейся лестницы и доходит прямо до самой верхней её точки. Люди не замечают, да и не хотят видеть этот ровный, чёткий срез. Уткнувшись в свои гаджеты, они совершенно безразличны к окружающей обстановке. Она, пожалуй даже давит на них стенами замкнутого пространства, вызывая только одно единственное желание – как можно скорее покинуть душное подземелье. Пока окружающие не видят, удается сделать несколько удачных кадров. Вот ноги на плывущей сверху – вниз лестницы, а вот – светильники выстроились ровным рядочком, образуя заветную родченковскую перспективу.

Вверх – вниз по столичной подземке

Приемы, введенные Родченко, сознательно, либо интуитивно используют практически все фотографы. Снимки в этом случае отличаются красотой чётких линий и глубиной монохромной картинки. На фотографиях сюжет рисуется при помощи контуров и плоскостей, за счёт которых передаётся пространство и динамика сюжета.

Балюстрадные торшеры Московского метрополитена

Александр Родченко открыл для искусства мировой фотографии два важных приема, которые произвели настоящий фурор в двадцатые годы, но не утратили  актуальности до сих пор.

Ракурс решает!

В фоей института Гипромез

Простое и привычное способно открыться с неожиданной стороны, если специально перевернуть все «с ног на голову». Родченко первым начал искать нестандартные ракурсы при съёмке объектов.

Особенно ему нравилось ловить удачные кадры с ракурсов «сверху вниз» и «снизу вверх». По помощи такого незамысловатого приёма он пытался донести обществу идеи нового искусства. Фотограф вдохновлялся архитектурой конструктивизма, ему казалось правильным снимать небоскрёбы с неожиданных точек зрения.

Шпили у здания музея Современной истории

Линия — основа  всякой конструкции!

Окна здания “Известий”

Практически в любом изображении присутствуют линии, они есть основа сюжета. Такую идею Родченко начал активно использовать сначала в своей живописи, а потом и в фотографии. Он писал, что линия является начальной и конечной точкой «во всякой конструкции вообще».

Узоры на воротах

Фотограф использовал диагональ и перспективу для придания сюжету необходимой динамики. Уравновешенная статичная композиция, по мнению Родченко, считалась анахронизмом, против которого он  активно боролся.

Против света

Александр Родченко стал основоположником нового понимания чёрно-белой фотографии. Он показал, что многие, на первый взгляд  неприметные, городские объекты обладают особой красотой. При правильном взгляде даже обычная многоэтажка может превратиться из груды бетонных блоков, в памятник рабочему классу. При помощи фотографий можно передать тот внутренний стержень, присущий трудолюбивому человеку. Не только ракурсы, но и игра света и тени, делали его фотографии необычными, можно сказать футуристическими.

Диско-шар
Сатир у театра Моссовета
Скульптура Ангела над мраморной колоннадой в саду “Аквариум”
Скульптура Купальщицы в Нескучном саду
Тени
Тень мужчины
Торжественная церемония у Вечного огня
Вечный огонь в Александровском саду

Юлия Смагринская

Фото автора