Сегодня вечером народная артистка РСФСР Светлана Крючкова выйдет на театральную сцену в спектакле «Привидения» по одноименной пьесе Генрика Ибсена. Спектакль поставил режиссер Роман Мархолиа, премьера состоится на сцене БДТ имени Товстоногова.
У каждого человека есть свои скелеты в шкафу. И даже если супружеская пара, по мнению великого драматурга Ибсена, живет в законном браке долго и счастливо, то стоит лишь капнуть, как можно угодить в самые «темные бездны блестящего супружества». Поэтому «Привидения» — это в определенном смысле притча о трагичности человеческого существования.
Светлана Крючкова играет вполне успешную даму из общества, которая к тому же – вдова. Она чтит память своего супруга, и мечтает построить детский приют, назвав его до именем дорогого сердцу «идевльного мужа», о котором Элен Алвинг не устает рассказывать окружающим. Но через непродолжительное время зритель понимает, что настоящим мотивом ее поступков является некая зловещая семейная тайна.
Меж тем, в родительском гнезде появляется горячо любимый отпрыск Элен – Освальд. Молодой человек, вернувшийся из Парижа, не спешит рассказывать о настоящей причине приезда, а его мать всячески скрывает от сына правду об его отце.
Призраки прошлого играют героями этой истории, словно марионетками в театре. Каждый из персонажей пытается найти выход из замкнутого круга, но трагические события повторяются вновь и вновь по кругу. Стремление искупить вину, и выйти из досадной чреды неприятных повторов ситуаций движет каждым. При этом как герои, так и мы, зрители, задаемся вопросом: реально ли сам человек является хозяином своей судьбы, или он «марионетка» в чьих-то невидимых миру руках? Ибсен держит своих зрителей в большом напряжении: зритель трепещет вместе с персонажами, ожидая того мгновения, когда правда откроется и скелеты в шкафах участников драмы будут обнаружены.
– Эта пьеса, – рассказывает режиссер спектакля Роман Мархолиа, который, кстати, самостоятельно осуществил перевод пьесы, – является одной из вершин мировой драматургии. Реалистическая интрига позволяет Ибсену поставить перед нами вопросы эпического масштаба, словно герои действуют не в наше время, а в некой античной трагедии. Проводя причинно-следственные параллели между прошлым и будущим, Ибсен стремится дойти в своих исследованиях до основания человеческой судьбы. Становится совершенно ясно, что для драматурга прошлое, настоящее и будущее человечества – вещи взаимообусловленные. Что касается актрисы Светланы Крючковой, то она создает свою Фру Алвинг, используя весь богатейший арсенал собственных возможностей. Эллен – один из знаковых персонажей мировой драматургии. А Крючкова –актриса вневременная, умеющая соединить в себе много разных эпох, она бесстрашно откликается на вызов сегодняшнего дня. Мы с ней работаем два десятилетия, но такого материала у нас еще не было: это какое-то удивительное сочетание внешнего аскетизма с вулканическими взрывами – сложнейшая актерская задача. Роль фру Алвинг требует, безусловно, уникального сценического и жизненного опыта, и это под силу только такому виртуозному мастеру, как Светлана Крючкова.

В спектакле также заняты артисты Иван Федорук и Игорь Волков. Художником выступил Владимир Ковальчук, костюмы создала Фагиль Сельская.
Елена Булова