fbpx

Главная выставка старинных автомобилей страны «Олдтаймер-Галерея», которая с 2002 года проводилась в Москве, вот уже второй раз подряд прошла в Петербурге в минувшие выходные. На церемонии открытия 31-й «Олдтаймер-Галереи» в петербургском «Экспофоруме» руководитель проекта Илья Сорокин по этому поводу сказал: «В Петербурге зарождалась автомобилизация России, в Михайловском манеже проводились первые международные автосалоны, а первые автопробеги – в Москву, Киев, Севастополь, Варшаву – также стартовали из Петербурга. А кроме того, 115 лет назад в Петербурге был основан Собственный Его Императорского Величества гараж – и этому событию мы посвятили центральную часть нашей нынешней экспозиции»

Генеральный партнёр выставки – Музей Гаража особого назначения ФСО России – 28 апреля отметит первую годовщину своего существования. На выставку в Петербург музей ГОН ФСО России привёз уникальные экспонатоы, целую ретроспективу автомобилей, призванных служить первым лицам государства.

Среди них Delaunay-Belleville, фаэтон 1909 года выпуска. Эта французская марка автомобилей чрезвычайно полюбилась Николаю II, пережила настоящий подъём и расцвет благодаря императорскому расположению и постепенно увяла после падения русской монархии, превратившись в рядового автопроизводителя, кое-как просуществовавшего до 1948 года.

Benz, Metz, Chevrolet, Hispano-Suiza, Le Zebre… Все это удивительные творения рук и мысли человеческой, невероятно передовые и престижные для своего времени, выглядят теперь так диковинно и архаично, что поневоле вызывают улыбку, но вместе с ней и восхищение, и уважение, и понимание того, что у этих автомобилей есть душа – и такого уже больше не делают.

Автомобили Rolls-Royce впервые были показаны в России в 1913 году, на выставке в Михайловском манеже, где были «справедливо признаны лучшими как в смысле конструкции, так и в смысле качества материала и сборки». Кстати, в том же 1913 году единственным предстаителем этой марки в России был издатель и редактор журнала «Автомобилист» Владимир Алексеев, принявший участие на своём «Роллс-Ройсе» в международном автопробеге Москва – Берлин – Париж. Впоследствии эти авто заказывали аристократы, промышленники, финансисты и, конечно, Собственный Его Императорского Величества гараж. Ну а после революции 1917 года те же самые  автомобили обслуживали уже новых лидеров новой страны.

Экспозиция Музея ГОН включала не только авто императорского периода, но и новейшие представительские автомобили марки AURUS и сопровождалась весьма любопытными информационными стендами.

После калейдоскопа раритетных автомобилей интересно на контрасте задержаться возле экспонатов из коллекции петербургского Городского музея электрического транспорта – музея, который безусловно заслуживает отдельного посещения. Представленный на выставке троллейбус ЯТБ-2 был выпушен на Ярославском автомобильном заводе в 1938 году – и это единственный уцелевший экземпляр из примерно 20 машин этой серии, что эксплуатировались в Ленинграде в период с 1938 по 1957 год. Найденный случайно на садовом участке в Ленобласти 14 лет назад, он тщательно восстановлен по образцу самого позднего капитального ремонта, проводившегося в Ленинграде после войны – и даже, что удивительно, на ходу!

Кстати, факт –  с момента своего появления на городских улицах троллейбусы сразу позиционировались как транспорт повышенной комфортности. Благодаря мягким сиденьям, системам отопления, занавескам на окнах и, самое главное, строго фиксированной пассажировместимости этот вид общественного транспорта выгодно отличался от других, за что, соответственно, и проезд на нём стоил дороже. Этот статус он утратил в 60-е годы, когда перешёл, как и весь остальной общественный транспорт в Ленинграде, на бескондукторное обслуживание: проезд стал стоить 4 копейки, а вот количество пассажиров в салоне уже никак и никем не регулировалось…

А вот другому ветерану – одному из легендарных троллейбусов Škoda 9Tr, выпускавшихся в Чехословакии с 1961 по 1982 год, ещё только предстоит реставрация, но и в этом довольно потрёпанном виде он удивительно мил! Наверняка поколение постарше помнит, как лихо в годы их юности такие троллейбусы курсировали по извилистым горным дорогам Южного берега Крыма – и какие захватывающие дух виды открывались из их окон! На самой длинной в мире горной троллейбусной трассе Симферополь — Ялта первые 40 таких машин начали работать в 1962 году, отлично проявив себя в условиях сложного рельефа.

В дальнейшем «Шкоды» составили основную часть подвижного состава всех крымских троллейбусных парков и эксплуатировались до 2016 года, а в знак признания их заслуг был даже установлен «Памятник крымскому троллейбусу» – возвышающийся на постаменте Škoda 9Tr 1972 года выпуска можно увидеть на Ангарском перевале, проезжая по трассе «Симферополь — Алушта — Ялта».

Киностудия «Ленфильм» приняла участие в «Олдтаймер – Галерее», показав автомобили из своего гаража – и, как настоящие кинозвёзды, они не могли остаться без внимания. Роскошный Studebeker Dictator 1, выпущенный в США в 1929 году, полностью оригинален, сохранил все элементы отделки кузова и салона – и находится, как и все игровые автомобили «Ленфильма», в прекрасном техническом состоянии. Этот элегантный красавец снимался в фильмах «Одиннадцать молчаливых мужчин», «Вертинский», «В поисках утраченного», «Великолепная пятёрка», «Девятаев», «Капитан Волкогонов бежал» и многих других.

Кстати, в названии «Dictator» заключалась весьма оптимистичная и духоподъёмная идея производителей: «Студебекер диктует будущее!» Но к середине 1930-х годов это слово стало так прочно ассоциироваться с лидерами ряда европейских стран, так что в 1937 году название «Dictator» было удалено из модельного ряда компании. При этом один из последних «диктаторов», Studebeker Dictator 2, 1937 года выпуска, с оригинальным 6-цилиндровым двигателем объёмом 3,6 литра и мощностью 90 л. с. также находится в коллекции киностудии «Ленфильм»!

Интересных экспонатов, выставленных как именитыми реставрационными мастерскими Москвы и Петербурга, так и крупными коллекционерами из других регионов России, было не счесть. Одной из «звёзд» выставки, например, стал привезённый из подмосковного Королёва автомобиль ЗиМ (ГАЗ-12), произведённый в СССР в 1953 году и аутентичный на 99%.

Вызывали живой интерес и автомобили бывших стран социалистического содружества – ЧССР, ГДР, ВНР, и поистине культовые автомобили, произведённые по обе стороны Атлантики.

Что ж, спасибо «Олдтаймер-Галерее» за эту выставку, где каждый экспонат хорош и уникален по-своему и каждый по-своему прожил выпавшую ему долгую жизнь. Думается, что появлению этих удивительных творений на свет сопутствовали истинная любовь и страсть их изобретателей, их желание создать лучшее, а затем довести это до совершенства! Оттого нас никогда не оставляют равнодушными старинные автомобили, что несут в себе такой огромный заряд этой любви, этой страсти – что его с лихвой хватает и на нас с вами.

Ольга КУРСАКОВА

Санкт-Петербург – Москва

Фото Андрея Егорова