В ближайшую пятницу и субботу актёры ГИТИСа, учащиеся в мастерской Владимира Байчера и Тимофея Сополёва, представят в Особняке Носова –  филиале Российской государственной библиотеки для молодежи – иммерсивный спектакль-променад «Дачники» по пьесе Максима Горького.

Пьеса была написана в 1904 году, и уникальный памятник деревянного модерна, особняк купца В.Д. Носова, спроектированный Львом Кекушевым, является современником персонажей пьесы. Он станет одним из главных действующих лиц спектакля. Зрители совершат увлекательное путешествие в прошлое, побывают в разных комнатах дома и станут свидетелями разворачивающейся между героями пьесы драмы.

Интересный сюжет складывается ввиду того, что особняк и пьеса — «соратники», «одноклассники», родились почти в один и тот же год: мы немного привыкли к идеализации прошлого и, когда видим модернистский или любой другой особняк, то нам кажется, что там жили абсолютно гармоничные, счастливые, прекрасные люди. Однако ведь горьковские «Дачники» — это пьеса, которая критикует интеллигенцию за пассивность в революционную эпоху, говорит о том, что в комфорте этих дач, особняков (модерн всё-таки очень связан с идеей отдыха, гиперкомфорта, за что этот стиль впоследствии критиковали) скрывались на самом деле боль, страх, ужас и бессмысленное светское существование.  

Существование героев Горького внутри исторического особняка – особый шарм. Особняк передаёт дух предреволюционной эпохи, время, когда обострились социальные противоречия, расслоение общества. Ведь идеи про революционное возмездие, которое, возможно придёт, а возможно, не придёт, оформились именно в такой обстановке.

Действие спектакля разворачивается на резной, отделанной светлым дубом парадной лестнице, в гостиной с камином и роялем. Кульминация и развязка будут сопровождаться настоящим дачным застольем.

Самые эффектные сцены разворачиваются даже не в прекрасных интерьерах самой гостиной, а на этой самой лестнице, дающей организаторам спектакля большие возможности. Лестничные мизансцены развёрнуты в разные стороны, а зрители, сидящие в разных местах, могут все видеть и слышать. Сцены на лестнице получились виртуозными, охватывающими это чудесное пространство, доказывающими, что театр – искусство, которое возникает везде.

Режиссёром спектакля выступает  Владимир Байчер.

Елена Булова

 

Читайте также:

Ночные вызовы: реалии жизни британской столицы