fbpx

Сергей Тютин: «Встречу с киношедеврами нужно проводить в кинозале»

Сергей Тютин: «Встречу с киношедеврами нужно проводить в кинозале»

 

Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» снова триумфально проходит в широком прокате. На премьерном показе в Москве руководитель дистрибьюторской компании «Арткино прокат» кинорежиссёр Сергей Тютин рассказал о работе над обновленной версией картины.

 

Москва слезам не верит, Владимир Меньшов
Москва слезам не верит

– Сергей, мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» с полностью отреставрированными изображением и звуком, вышла в повторный прокат. Кто сегодняшний зритель отреставрированной картины? Как воспринимает ее молодежь, ведь главная героиня влюбилась в простого человека, на мой взгляд, слишком уж авторитарного…

– Выход фильма на экраны страны в 1980 году показал, что у фильма самая широкая аудитория. Публика всех возрастов ломала двери в кинотеатры, фильм шёл при аншлагах с восьми утра и до поздней ночи. Картина стала первой в стране по кассовым сборам и второй по количеству зрителей (84,4 миллиона за первый год). Силу желания попасть в кинотеатры на фильм Владимира Меньшова можно сравнить разве что с эффектом, который произвела в 1977 году на американского зрителя картина «Звёздные войны». «Москва слезам не верит» собрала и в американском прокате 2, 5 миллиона долларов при производственном бюджете в 900 тысяч. И вот прошло 40 лет. Кинокомпания «Мир искусства» и её дистрибьюторское направление «Арткино прокат» при поддержке Киноконцерна «Мосфильм» организовала второе пришествие шедевра на киноэкраны страны. Зритель отреставрированной картины это,  прежде всего аудитория категории 40+, потому что один из девизов фильма «В 40 лет жизнь только начинается», но много среди зрителей и молодёжи, которые воспринимают фильм на «Ура!». Есть те, кто настолько хорошо знает картину, что произносить все реплики вместе с персонажами вслух, но есть и такие, которые смотрят фильм впервые. Хотелось бы особо выделить девушек в возрасте 25-30 лет с университетскими дипломами, которые интересуются отечественной кинокультурой. Конечно, доминирует среди публики женская аудитория, хорошо смотрят фильм подростки и молодёжь с 16 до 22. Широта аудитории связана со сценарием, в котором героини представлены и в возрасте 20, и в возрасте 40 лет. По поводу идеального мужчины Гоши (он же Гога, он же Жора) сегодня негатив вызывает только у поклонников ЗОЖ его постоянное курение в кадре. А его мужские качества – не быть подкаблучником, самостоятельно принимать решения и всегда быть готовым защитить женщину и друзей – вызывают только симпатию. И привлекают мужскую аудиторию.

– Каждый ваш проект повторных прокатов фильмов «Золотого фонда» страны (комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и фантастическая комедия Георгия Данелии «Кин-дза-дза») демонстрируется вместе с документальным фильмом о его создании. Что интересного увидят зрители в документальном фильме о создании «Москва слезам не верит?»

– Я сам делаю эти фильмы о фильмах, и для зрителей они являются дополнительным бонусом, который позволяет им увидеть известную картину по-новому, в другом ракурсе. То есть на одном сеансе за ту же стоимость билета зритель получает сразу два фильма. Общее название «История одного киношедевра». Главной фигурой этих картин является кинорежиссёр, с которым зритель гораздо меньше знаком, чем с актёрами. То есть о процессе создания фильма, о трудностях, с которыми столкнулась киногруппа, о выборе актёров, о смешных моментах и т.д. рассказывает сам Владимир Меньшов. Мы использовали в этом сюжете редкую хронику и фотографии со съёмочной площадки, чтобы зрители могли наглядно себе представить, как создавалась выдающаяся комедийная мелодрама, поучившая премию «Оскар». Самое приятное, что и в конце картины благодарные зрители разных городов аплодируют. Фильм вышел в более чем 50-ти городах России (118 залов) и это ещё предварительный итог. Прокат продолжается.

– Почему вы занялись этими ретроспективными киноисториями?

– Всё началось с Парижа, где я был одним из организаторов фестиваля русского кино. Концепция смотра строилась на конкурсе короткометражек, которые выбирались из фильмов – победителей возглавляемого мною Всероссийского фестиваля «Арткино» (их оценивало французское жюри) и внеконкурсной программе советской классики, отреставрированной на Мосфильме. Шедевры Панфилова, Рязанова, Кончаловского и других мастеров вызвали у французов настоящий восторг. А когда я сам посмотрел на большом экране несколько фильмов, в том числе «Карнавальную ночь», то был поражён совершенно новым опытом, который предоставляет подобный коллективный просмотр. Во-первых, эмоции увеличились в разы, во-вторых, качество проекции просто восхитило, а в-третьих, я, по сути, увидел на большом экране известный мне фильм совершенно иначе. Он производил впечатление дорогущего, снятого на плёнке Кодак голливудского блокбастера. И мне стало обидно, что наш зритель не может увидеть собственные шедевры на большом экране и открыть их для себя снова. А, как известно, классика – это то, что современно всегда. А кинотеатр – естественная среда обитания фильма, поэтому встречу с киношедеврами нужно проводить в кинозале.

– Вы участвовали в дискуссиях обсуждения картины после просмотра в качестве модератора. Что сегодня является главной темой дискуссии?

– Главной темой является связь времён, прыжок во времени, который позволяет рассмотреть в одной картине судьбы трёх героинь. Как их мировоззрение повлияло на судьбу. Поэтому мы обсуждали, каким будет наша жизнь через 20 лет. Принято считать, то все мы родом из детства, но про себя скажу, что я родом из юности. Именно в 17 -20 лет сформировались мои взгляды на жизнь. Поэтому очень интересно сравнить себя сегодняшнего и вчерашнего, увидеть ростки будущего в сегодняшнем дне. То есть на дискуссии мы говорили о времени, судьбах и городе, в котором живём. Спецпоказы проходили и в других городах страны, там темы, видимо, были другими.

Москва слезам не верит

– В фильме «Москва слезам не верит» можно увидеть эпизоды с улицами Москвы, ее новостройками. А как вы сами относитесь к столице? В чем видите ее достоинства и недостатки?

– Достоинство города, прежде всего, в возможностях жить полноценной культурной жизнью, заниматься творчеством, посещать разнообразные московские театры, музеи, памятники архитектуры. Недостатки: в исчезновении с карты города таких прекрасных мест, как киноцентр «Соловей» или Дом Ханжонкова, сокращение количества деревьев, о которых поётся в песне «Александра» из фильма Владимира Меньшова, разделение москвичей на правильных и неправильных. Услышал недавно от известного художника Павла Каплевича, посетившего в своё время последний концерт Булата Окуджавы, интересные строки поэта, певца Москвы: «Друзья, не надейтесь на чудо, Не верьте в заморский Сезам. Нам плакать и плакать, покуда Москва не поверит слезам»

– Продолжите фразу: «Москва для меня — это город, который…» – «Москва для меня – это город, который вдохновляет меня скоростью своей деловой и культурной жизни». Выдающийся бард Сергей Никитин, композитор фильма «Москва слезам не верит», который посетил премьерный спецпоказ фильма, предложил мне сделать клип на песню «Окликни улицы Москвы» (слова Дмитрия Сухарева, музыка Сергея Никитина). Мне эта идея понравилась. Уже работаю. В моём дебютном игровом полнометражном фильме «Крошка» девять минут показываются любимые места любимого города.

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *