fbpx

Таинственные Кузьминки

Таинственные Кузьминки

Кузьминки, водоем

Вечерний парк сильно отличается от дневного. Сумерки подкрадываются тихо, густые тени ложатся сначала в глубоких зарослях, потом начинают потихоньку выползать на дорожки. А если, к тому же, парк — это не просто парк, а старинная усадьба, в которой произошло много исторических и легендарных событий? Специалисты Мосприроды провели вечером 5 августа экскурсию-прогулку «Таинственный парк» по Кузьминкам. Сбор был в семь часов вечера, за полтора часа до заката. А в качестве цели было заявлено знакомство с мифами и их разоблачение.

Первая остановка — огромный дуб. По преданию, посажен самим Петром I. Однако специалисты-дендрологи развенчали этот миф: выяснилось, что дуб был посажен в самом начале XIX века, точнее — в 1813 году. Истоки этой легенды, впрочем, понятны: чуть позади будущего дуба стоял маленький домик, в котором Петр I жил во время пребывания в Москве. После на этом месте стоял посвященный этому событию обелиск. Обелиск не сохранился, от домика остался только фундамент, ныне совершенно не видимый в зарослях. Остался только дуб, на который и было перенесено почитание первого российского императора.

Сам дуб, возможно, был посажен в честь окончания войны с Наполеоном — ведь усадьба Кузьминки очень пострадала от его войск. Именно здесь расположился со своей армией генерал Мюрат.

Кузьминки

Впрочем, петровский дуб или не петровский, а желания он, как считается, выполняет. Если подойти к нему вплотную, обхватить ствол и загадать желание, то оно, возможно, и сбудется. Особенно если вы приложите к этому усилия.

Еще один миф — происхождение названия усадьбы. Считается, что здесь была мельница, на которой хозяйничал некий Кузьма. Мельница, впрочем, и сейчас есть, в ней расположено кафе «Ветерок». Вот только никаких сведений о ее хозяине по имени Кузьма не сохранилось.

И наши экскурсоводы — Ольга Ушакова и Виктор Путилов — придерживаются другой версии. Вроде бы раньше здесь стоял храм святых Кузьмы и Демьяна, и каждую осень справлялся праздник, который так и назывался — Кузьминки.

Храм не сохранился, более того, неизвестно, где он стоял. А святые такие действительно есть. Да не одни! Православной традиции известны три пары братьев с такими именами: Косьма и Дамиан Асийские, Римские и Аравийские. Все шестеро занимались врачеванием, все шестеро были бессребрениками. По преданию, святые из Ассии умерли своей смертью, Римских братьев убил их наставник, позавидовавший их искусству, а Аравийских обезглавил гегемон (игемон) Аравии Лисий. Сделал он это после долгих и безуспешных попыток убить их другими способами.

В русских селах праздновались летние Кузьминки, посвященные римским братьям, и осенние, посвященные, видимо, ассийским святым.

От мельницы, на которой не было Кузьмы, идем дорожкой через лес. Когда-то это была проезжая дорога, по которой проезжали линейки — так назывались пассажирские телеги. Сейчас это пеший променад с неровными камнями под ногами и тенистыми деревьями, кроны которых смыкаются над дорогой. Очень подходящая обстановка для того, чтобы поговорить о лесных обитателях. Только не мохнатых и четвероногих, а совсем других — о леших, боровичках, берегинях и других младших духах, созданных повелителем леса Древобогом. Кстати, на прогулке нам дали попробовать древний инструмент для вызова духов — гудящую дощечку. Интересно, что такие же дощечки использовали и в Южной Африке, и в Австралии, и на Новой Гвинее. Принцип на всех континентах был один и тот же — дощечку раскручивали над головой. Вращаясь, она издавала низкое таинственное гудение.

Из владений Древобога выходим к прудам — здесь начинаются владения водяного. И если лес в представлениях наших предков был к людям дружественным, то вода и ее обитатели наоборот, коварными и враждебными. Недаром лицемерный, наигранный смех называли «русалочьим».

Кузьминки

Кузьминские пруды заросли желтыми кубышками и белыми лилиями. Интересно, что кубышки обычно растут на загрязненной воде, а лилии — на чистой. Ну, а если в одном водоеме и те, и другие? Это означает, что пруды были грязными, но теперь очищаются.

В окружении непуганных уток рассаживаемся на деревянных скамейках и смотрим на заросший пруд. Сейчас будет рассказ о делах минувших, исторических, но уже не столь мистических — о самом известном владельце усадьбы Сергее Михайловиче Голицыне (1774-1859) и его супруге «полуночной княгине».

Сергей Михайлович название Кузьминки не любил, считал его простонародным. И предпочитал называть усадьбу Влахернской. Это неблагозвучное название было дано по иконе, которую в 1653 году привезли в дар царю Алексею Михайловичу из Иерусалима. На ней изображена Дева Мария Одигитрия (Указующая Путь) с младенцем Иисусом на руках. Считается, что икону эту сделал сам евангелист Лука. Она очень древняя: пережила и период иконоборчества, и нашествия крестоносцев, и турецкое завоевание.

Влахернская икона была помещена в Успенский собор и стала одной из важнейших святынь государства. Прекрасно: но при чем же тут подмосковная усадьба?

Дело в том, что есть интересная легенда: дескать, из Иерусалима привезли не одну икону, а две. Подлинную подарили царю, а копию — Дмитрию Андреевичу Строганову за большие заслуги. В 1704 году его сын Григорий получил в дар усадьбу и построил здесь церковь, названную Влахернской. Наконец, в 1754 году село Влахернское было передано в качестве приданого Михаилу Голицыну вместе с церковью и иконой.

Семейное предание двух княжеских родов — Голицынского и Строгановского — утверждает, что на самом деле царю-то досталась копия, а оригинал — Дмитрию Строганову.

Известно, что царская Влахернская икона сейчас хранится в Кремле, а строгановско-голицынская — в Третьяковской галерее. Обе они сделаны в одной и той же древней технике: воскомастичная отливка, то есть икона не плоская, а выпуклая, выполненная из благовонной массы. В ее состав входят воск, мастика, толченый мрамор, различные благовония. Кроме того, в оригинальную икону замешан еще и пепел Никомидийских мучеников. То есть она представляет собой одновременно мощи святых.

Есть еще два списка той же иконы, но они сделаны по-другому — это объемный деревянный барельеф, раскрашенный темперой. Одна из них хранится в музее Андрея Рублева, другая — в Высоко-Петровском монастыре. Это несомненные копии. А вот с первыми двумя иконами действительно неясно. Царская икона известна с 1653 года, причем в 1674 году проходила ее реставрация. А голицынская икона известна с 1716 года, причем есть письменное описание состава мастики. Так что, возможно, она была сделана в начале XVIII века, но по древней технологии.

Жена Сергея Михайловича Авдотья (Евдокия) урожденная Измайлова была одной из красивейших женщин своего времени. Брак их был вынужденный, совершенный по желанию Павла I. Уже через два года Авдотья объявила мужу, что жить с ним вместе она не желает и не будет. Князь проводил по полгода в своем имении, перестраивая и обустраивая его, а жена его устраивала литературные салоны в Санкт-Петербурге. После войны с Наполеоном она проявила патриотизм: ввела в моду среди знати простонародные русские сарафаны.

Кстати, Кузьминки стали одним из первых немногих российских майоратов. Такой порядок наследования был характерен для европейских государств, и в пределах Российской империи применялся только в Польше, прибалтийских губерниях и Финляндии. Российская традиция предполагала, что все сыновья получают долю, а все дочери приданое. Однако у Сергея Голицына и Авдотьи детей не было, и с целью сохранить имение в своем роду князь добился, чтобы Влахернское признали майоратом. Владеть им стал внучатый племянник князя, его полный тезка, директор Голицынской больницы.

Майя ПЧЁЛКИНА.

 

Читайте также:

В парке «Кузьминки-Люблино» прошёл экологический забег

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *