Отправиться в речной круиз прямо сейчас москвичам и гостям столицы советуют в столичном департаменте транспорта, причем сделать это уже можно от любимого всеми поколениями Северного речного вокзала (СРВ). Здание, парк и набережная СРВ в Москве вновь открыты для посетителей после реставрации и благоустройства.

Капитально отремонтированы все 17 причалов. Согласно задумке, Северный речной вокзал предусматривалось сделать транспортным объектом и местом отдыха горожан. Теперь речная навигация в московской акватории будет вновь открываться и закрываться на Северном речном вокзале. Москва снова станет “портом пяти морей”.
К слову, главной темой архитектурно-художественного оформления Северного речного вокзала и является презентация Москвы как “порта пяти морей”. Благодаря открытию Канала имени Москвы в 1930-х гг. речные суда, отправляясь от Северного речного вокзала, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.


И теперь от Северного речного вокзала, как и раньше, теплоходы будут отправляться в Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострому, Самару, Саратов, Городец, Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев.
Так, первый теплоход в минувшие выходные уже отчалил от причала отреставрированного вокзала.
Судно “Мустай Карим” отправилось в двухдневный круиз. Обычно этот теплоход ходит на дальних линиях: Москва – Санкт-Петербург, Москва — Астрахань и Москва – Ростов-на-Дону. К слову, это первое судно такого уровня, построенное на российских верфях за последние 60 лет – интерьеры внутри лайнера не уступают пятизвездочным отелям.
Открывая Северный речной вокзал, мэр Москвы Сергей Собянин назвал это событие «замечательным подарком ко Дню города».

– Теперь можно сказать, что жемчужина города возвращена москвичам, – отметил он.
По словам градоначальника, реставрация памятника архитектуры Северного речного вокзала и благоустройство прилегающего парка являются крупнейшим проектом создания качественной городской среды, который власти Москвы реализуют в 2020 году. Работы здесь в основном завершены.

Так, был реставрирован уникальный памятник архитектуры 30-х годов XX в. – само здание Северного речного вокзала. В ходе реставрации удалось сохранить большинство оригинальных элементов этого уникального здания и деталей интерьера, а утраченные – были восстановлены по историческим образцам.
На причалах специалисты выровняли уровень дна – сейчас глубина у причалов составляет от 2,1 до 3,6 м. Само дно расчистили от мешающего судоходству бытового и строительного мусора, заменили систему отбойных устройств причаливания судов 1937 года на современную.

Мы уже рассказывали в предыдущих публикациях, что теперь электроснабжение пришвартованных судов будет происходить от береговой сети. Это позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки. Большой плюс для экологии парка и близлежащих жилых кварталов.
Для комфорта пассажиров круизных судов ограждена зона посадки и высадки, обустроены новые зоны досмотра, доступные и для маломобильных граждан.


Выделена отдельная территория для экскурсионно-прогулочных маршрутов – с 7 по 12 причал. Отреставрирован диспетчерский пункт.
Северный речной вокзал теперь может принимать или отправлять до четырех судов одновременно, и до 24 судов в сутки. Как и в лучшие годы, его пропускная способность составит свыше 1,5 млн. пассажиров за сезон. Для комфорта туристов обустроили зону посадки и высадки, а также экскурсионные причалы (с 7 по 12), проехать к которым можно будет на специальном электротранспорте. Так, для функционирования вокзала и парка приобретено 57 пассажирских электромобилей с детским поездом и 10 небольших электрических грузовиков.
На том же месте, где располагался и в советские времена, для посетителей будет работать ресторан “Волга-Волга”, где гостям, как и ранее, предложат хиты отечественной гастрономии из продуктов лучших российских хозяйств – дальневосточный гребешок и костромской борщ, жареных карасей по-ростовски и волжских раков…
Отдыхающие в парке смогут подняться на смотровую площадку на крыше и полюбоваться панорамным видом на Химкинское водохранилище. Можно посетить и хорошо известный с незапамятных времен зал ожидания, выставку музея “Московский транспорт”, историческую зону – “Зал особого назначения”, сувенирную лавку, книжный магазин, главный холл вокзала, а также офис туроператоров. На набережной расположатся и кассы по продаже билетов на экскурсии, торговый павильон с сувенирами, рестораны и кафе.

Отметим, что смена экспозиций в музее планируется раз в четыре месяца, а первая выставка посвящена роли вокзала в освоении Арктики.
Комплексное благоустройство набережной стало отдельным проектом реставрационных работ. Здесь установлены скамейки и сидения в виде гальки, создан амфитеатр на 100 человек. Перед зданием вокзала обустроен сухой светодинамический фонтан. Также построены одиннадцать детских и спортивных площадок.
К следующему году для москвичей также организуют пляжную зону с шезлонгами и зонтиками, где разместятся три бассейна с подогревом. Малыши смогут плавать в тёплом “лягушатнике” глубиной 0,5 м, а в кафе для юных гостей будет доступно детское меню.
У воды для безопасности любителей водных процедур оборудуют место спасателя.

Главным же детским аттракционом набережной станет уменьшенная копия Канала им. Москвы – ручей со шлюзами и подсветкой, по которому можно запускать кораблики, сделанные своими руками.
Кроме того, ребята смогут прокатиться по набережной на электрическом детском поезде.
А в следующем сезоне в северной части парка будет открыт небольшой летний кинотеатр.

Одновременно по благоустроенной набережной, протяженностью порядка 1,4 км, смогут прогуливаться 2,5 тыс. человек.
Чтобы это стало возможным, в реставрационных работах принимали участие около 400 архитекторов-реставраторов со всей России, а всего на строительстве трудились около 800 рабочих. Работы велись под постоянным контролем Департамента культурного наследия Москвы.
В результате в ходе реставрации специалисты восстановили главный декоративный элемент вокзала – Звезду, которая на протяжении 80 лет венчала шпиль здания. Звезда была сделана в 1935 году на заводе им. Молотова из каркаса нержавеющей стали с соединением точечной сваркой и облицована гальванически позолоченным медным листом.

В интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой – более 500 осветительных приборов, находившихся в плачевном состоянии. Наиболее сложные работы проведены на большой люстре вокзала весом более 50 кг. Ее конструкция была сильно погнута, а один “луч” и вовсе сломан.
Только над проектом реставрации шпиля и Звезды, шахты шпиля и его механизма спуска-подъема, Южного и Северного фонтанов почти целый год работала команда из 60 человек: архитекторов, инженеров, технологов, геологов, гомологов, историков и др.
До начала работ по благоустройству на территории Северного речного вокзала полностью отсутствовала ливневая канализация. Теперь здесь проложили порядка 3,5 тыс. м. новой дождевой канализации и все необходимые инженерные коммуникации и системы.

Основной темой благоустройства набережной и площади стала река. В художественном оформлении этих территорий были использованы натуральные материалы и цвета – белый, серый и бежевый.
В работах по комплексному благоустройству парка, площади и набережной было задействовано 7,5 тысяч человек и 1,5 тыс. единиц техники.
Как и к зданию вокзала, так и к парку было повышенное внимание реставраторов. Ведь парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия (произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства) регионального значения. Он был разбит в 1936-1938 гг. по проекту инженера Т.П. Шафранского. В основу планировки парка легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерной для советского садово-паркового искусства 1930-1940-х гг.

Концепцией благоустройства парка Северного речного вокзала предусматривалось вернуть его историческую функцию – места круглогодичного отдыха для всех категорий горожан.
При благоустройстве набережной и парка были воссозданы два исторических и устроен один новый фонтан, а также отреставрировано историческое ограждение – фигурная ограда, выполненная в своё время по проекту архитектора И.Д. Мельчакова.

В парковой зоне установлены торговые павильоны в стиле 1930-1950 гг., новые садовые диваны, фонари и урны. Выполнено устройство прогулочной галереи, высажены новые кустарники, разбиты газоны, цветники и клумбы. Осенью будут высажены новые деревья.
Напомним, что в прошлом году проведено комплексное благоустройство парка Дружбы площадью более 47 га, который расположен напротив парка Северного речного вокзала и теперь после благоустройства обоих парков здесь создано новое качественное общественное пространство – единая зелёная территория площадью около 100 га.

А в ближайшие годы планируется построить пассажирскую канатную дорогу между станциями метро “Сходненская” и “Речной вокзал”.
Вид Северного речного вокзала сегодня впечатляет, как с реки, так и с суши. Ведь первое, что видишь еще издалека, подплывая к московскому берегу, это величественное здание со шпилем! А вокруг доступно прекрасное место отдыха всей семьей!
Лидия МИЛОВИДОВА.
Фото и видео автора и из открытых источников.
Читайте также:
Северный речной вокзал вновь станет одним из любимых мест москвичей и гостей города