Анатолий Сергеев: «Жанр детского кино в стране практически разрушен. Но это один из самых важных сегментов. И его обязательно нужно поддерживать»

Анатолий Сергеев

Новости об отменах и переносах всего на свете продолжают поступать ежедневно. Пока что не понятно, когда кончится кризис, но в киноиндустрии уже начинают подсчитывать возможные убытки и искать пути решения проблемы. Наряду с авиацией, туризмом и общественным питанием, кино — та сфера экономики, которая из-за нового коронавируса и всеобщего карантина пострадает особенно сильно. В России закрылись все кинотеатры. Онлайн-платформы предложили или бесплатный доступ, или серьезную скидку за подписку. Сейчас все ждут, когда фильмы можно будет вернуть в кинотеатры, чтобы продавать на них билеты.

Наш корреспондент поговорила с директором прокатной компании  «Кинологистика», Анатолием Сергеевым, о том, какова в настоящий момент деятельность компании, что изменилось в работе, с  учетом нынешней  экономической ситуации и изоляции? Как изменится прокат после завершения карантинного режима, или же наступит новая эра кинопроката?

Анатолий, вы, несмотря ни на что, ведете активную работу по подготовке к прокату фильмов, которые планировали выпустить в мае-июне. Видимо, сроки их выхода придется пересмотреть? Какие у Вас прогнозы насчет длительности всеобщей изоляции?

– Все мы сейчас существуем в тотальном неведении, планировать что-то сложно. Официально мы не знаем, будет ли продлен карантин, но готовы к такому развитию событий. Мы работаем над пакетом фильмов, которые были приобретены до начала карантина. Особенность работы кинопрокатной компании в том, что нужно планировать график релизов заранее, иногда за год наперед знать, что будет выходить в прокат. Поэтому в работе всегда ряд картин. У нас их больше десяти. Все нужно дублировать, адаптировать, прежде всего, качественно проработать перевод и диалоги. Я себе ставил амбициозный план по изучению и обработке 30 писем в день, но уже который день с ним не справляюсь. Кризис заставляет людей двигаться. Электронная почта сейчас единственный способ коммуникации с международными компаниями. Каждый день приходят десятки предложений рассмотреть то или иное кино для приобретения.

Какие картины в ближайшее время вы все-таки рассчитываете выпустить в прокат?

– Три наших картины, которые из-за карантина не смогли выйти в прокат: «Страшные истории для рассказа у костра», «Странники терпенья» и «Морские паразиты» – ждут первых же открывшихся кинотеатров. Скорее всего этого не произойдет минимум до середины мая. У каждой картины есть своя потенциальная аудитория. «Страшные истории для рассказа у костра» – несколько страшилок, которые рассказывают друг другу молодые люди в лесу ночью. Как все знают, эта обстановка очень способствует такому опыту. Каждая история уникальна, есть юмор, интересная интерпретация городских легенд и свежие молодые лица. Интересно, что для многих главным ужасом оказалась длительная изоляция.

«Морские паразиты» – фантастическая картина о том, как команда судна, после выхода в запретные воды, сталкивается с неизвестными существами, несущими смертельную угрозу. Паразиты проникают в организм с водой и через кожу, и в скором времени убивают носителя. Задача экипажа не допустить распространения заразы, но все ли из них согласны пожертвовать собой? Удивительно, что режиссеру Ниссе Хардиман удалось предсказать события, которые пересекаются с нашей реальностью.

«Странники терпенья» тоже злободневный фильм в этот раз от легендарного российского режиссера Владимира Аленикова. Мы долго искали для него удобную дату, выстраивали PR-кампанию, запланировали телерекламу. В картине главную героиню насильно удерживает в доме творец, зацикленный на поиске идеального кадра (обладатель «Золотой пальмовой ветви» Канн – Константин Лавроненко). Таким образом, эта картина о насильственной изоляции. Как видите, гениальные художники всегда предчувствуют повороты реальности.

В начале мая мы планировали выпустить фильм о Великой Отечественной Войне – «Клятва». Это сильная, пронзительная история о враче Науме Балабане. Картина про настоящего героя, врача психиатрической больницы, многократно рисковавшего жизнью, чтобы спасти людей во время Великой Отечественной войны. Черно-белая лента, невероятно эмоциональная, трогательная, с отличными актерскими работами. И снова, мы видим, что в наше время самыми главными людьми, несущими надежду и свет – стали врачи.

Во всем есть свои позитивные моменты, которые нужно постараться разглядеть. Какие вы видите плюсы в происходящем сейчас? Увеличилось ли количество онлайн-просмотров, например?

– Безусловно, для владельцев онлайн-сервисов все складывается хорошо. Да и дистрибьюторы, выпустившие много фильмов в онлайн до карантина, увидят дополнительную монетизацию, правда больше по итогам второго квартала. Мы не из числа тех компаний, которые заготовили пачку фильмов для онлайна, поэтому пока мы только радуемся за коллег из отрасли. Шампанское приготовили, но пока не открывали.

Прогнозы дело неблагодарное, но как вы думаете, вернется ли зритель в кинотеатры после завершения карантинного режима или же наступит новая эра онлайн-проката?

– Исходя изинформации, полученной от экспертов, моих партнеров, коллег и друзей из кинотеатров и прокатных компаний традиционный кинотеатральный прокат не сразу, но постепенно будет приходить в себя. Чем дольше кинотеатры будут закрыты, тем сложнее будет вернуться к показателям проката «до карантина». Кинотеатры откроются в разнобой – так же, как они и закрывались. Зритель пойдет в кинотеатры робко, осторожно, постепенно и главное, чтобы ему был предложен интересный разномастный репертуар. Многие прокатчики сдвинули крупные релизы на осень. Так вот к масштабным релизам осени, к большим блокбастерам начнет возвращаться и основной массовый зритель.

Давайте поговорим о прокате детских и семейных картин. Будете ли вы по-прежнему этим заниматься?  И что изменилось в сегменте  детского и семейного кино?

– За последние два  года прошла серьезная сегментация этого жанра. Раньше зрители были готовы смотреть практически любую анимацию. Но из-за экономической ситуации, они почти перестали экспериментировать с неизвестными брендами/персонажами/оригинальными историями и все чаще стали голосовать рублем в пользу студий-мэйджоров. Проекты студий «Дисней», «Universal» показывают высокую посещаемость даже спустя месяцы после начала проката. Поэтому посещаемость альтернативной анимации серьезно просела. Качественная независимая мультипликация по-прежнему может быть востребована, но риски слишком высоки. За последний год многие дистрибьюторы потеряли десятки миллионов рублей на покупке и прокате подобного контента. При заключении сделок они были уверены в их потенциале, но правила игры резко изменились. Мы тоже несколько раз серьезно обожглись и поэтому пересмотрели свои приоритеты.

Что лучше идет в прокате – анимация или игровые фильмы?  Складывается впечатление, что современные дети хуже воспринимают истории с актерами в кадре…

– Все зависит от качества картины, от истории, и ее реализации. Нельзя сказать, что в российском сегменте игрового детского кинематографа, сейчас все прекрасно. За последние годы мы участвовали в выпуске детских региональных проектов: «Водяная», «Бегство рогатых викингов», «Услышь меня». Несмотря на то, что уровень этих картин далек от совершенства, стоит признать, что ребята, участвовавшие в их создании, были по-настоящему счастливы и вдохновили тысячи других детей. Отвлекли их от менее интересных и продуктивных занятий, возможно. Какие-то детские картины снимаются в Якутии на основе местной литературы и демонстрируются на экранах в республике, не выходя на российский уровень.

– Что касается российского кластера, яркими примерами последних лет являются «Частное пионерское-3», «Последний богатырь» и «Домовой». Абсолютно разные по своему бюджету, стилю и прокатной судьбе. В «Домовом» отличные спецэффекты и актерский состав, но довольно жестокая история и диалоги на грани. «Частное пионерское-3» снят на стыке современного и советского ретро кинематографа, в прокате оказался практически незамеченным. Про «Богатыря» вы все знаете, фильм прошел с невероятным успехом. В скором времени на экраны выйдет вторая часть, которую тоже ждет большая касса, а там и триквел на подходе.

– Детский кинематограф должен быть представлен более масштабно, фильмов должно выходить как минимум в 10 раз больше. Ведь именно детское кино создает у юных зрителей желание связать свою жизнь с этим искусством. Когда дети смотрят фильмы с их сверстниками – они понимают, что в жизни может быть больше ярких красок, да и вообще, все возможно, что и они могут заниматься кино, да и в целом творчеством. Не хотелось бы использовать педагогический лексикон, но просмотр детского кино несет важнейшую воспитательную функцию. Это один из самых важных сегментов. И его необходимо поддерживать на государственном уровне.

Не секрет, что зритель очень изменился за последние годы. Как вы считаете, в какую сторону? Сложнее ли его удивить? Что молодой зритель ждет в кинотеатрах, какое кино? 

– Это очень интересный и сложный вопрос. Я выскажу несколько,возможно, парадоксальных мыслей: мне кажется, что предпочтения зрителей меняются если не каждый месяц, то ежеквартально, и предугадать их все сложнее. Если вспоминать методологию психолога Клода Рапая и попробовать выделить некий общий код кинопрокатных успехов последних лет, то это будет «Ностальгия».

Если посмотреть на кассовые сборы, лидирует кино, которое не просто имеет масштабную рекламную кампанию во всевозможных СМИ, но строится на сюжете и героях, которые интересны как можно большему числу зрителей, разным возрастным группам. Если проанализировать фильмы «Движение вверх», «Т-34», то можно найти в них привлекательные элементы для разных групп населения. В них есть то, что заставило пойти в кинотеатр тех, кто не имеет такой привычки, или делает это крайне редко. Такие ленты играют на патриотических чувствах, на гордости за принадлежность к стране и народу, потрясающе сняты и полны острых эмоций и самой настоящей ностальгии.

Если посмотреть на сегмент зарубежного кино, то выдающихся успехов, которые выглядят впечатляюще даже на международном уровне, добилась лента Гая Риччи «Джентльмены». У этого режиссера в России огромная база фанатов, которые выросли на его культовых гангстерских лентах, для них просмотр этого фильма стал настоящим событием, это больше, чем увлекательное зрелище, это тоже ностальгия, в том числе и по своим беззаботным временам.

Я знаю, что вы занималась прокатом совсем, на первый взгляд, не коммерческих картин: например, «Это не навсегда» – картина про детский дом. Это для вас определенная миссия?

– Когда я посмотрел фильм «Это не навсегда», то просто захотел помочь этой картине и ее создателям. Было чувство, что нужно сделать все возможное, чтобы фильм увидели, как можно больше людей. И взрослых, и детей. И если фильм поможет кому-то сделать в будущем правильный выбор, принять важное решение – это большое дело. И за это, прежде всего, надо благодарить создателей картины.

Беседовала Юлия СЕРГЕЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *