Сергей Сельянов: Нужно использовать это непростое время с пользой

Сергей Сельянов

В ТАСС прошла онлайн-конференция «Стоп! Не снято! Киноиндустрия в период коронавируса». Представители киноотрасли обсудили, какое влияние пандемия окажет на российскую киноиндустрию, а также обсудили возможности выживания отрасли при работе в новом формате.

В конференции приняли участие Сергей Сельянов – председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения,  кинорежиссер и руководитель кинокомпании СТВ; Леонид Верещагин – генеральный директор кинокомпании “Студия ТриТэ”; Юлиана Слащева  – председатель правления киностудии “Союзмультфильм” и генеральный директор Киностудии имени М. Горького; Игорь Толстунов – глава продюсерской компании “ПРОФИТ”; кинопродюсер Александр Акопов; Олег Иванов  – директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

– Общий объем потерь на ближайшие три года – и в кино, и в сфере разнообразного контента, – считает Сергей Сельянов, – оценивается в 75 млрд рублей в течение ближайшего года и в 150 млрд рублей в течение трех лет. Это колоссальные цифры.

При этом Сергей Сельянов, много сил вкладывающий в анимационные полнометражные российские проекты, как и председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева, считают, что анимация легче других отраслей перенесет переход на «удаленку».

 – Аниматоры привыкли работать удаленно, – говорит Юлиана Слащева. –  На момент ухода на карантин на “Союзмультфильме” работало 320 человек. Все они сейчас переведены на дистанционную работу. Больше половины – штатные сотрудники, остальные работают по договору. Пока не произошло ни одного сбоя в работе и задержек. За четыре недели карантина выпустили восемь разных эпизодов сериалов… Что же касается Киностудии имени М. Горького, то в мае должно было быть запущено три новых проекта, но уже очевидно, что это будет сделать невозможно в текущих условиях. Киностудия также является крупным производственно-имущественным комплексом, на котором в непрерывном режиме снимаются телепрограммы. И уже сейчас можно предположить, что отсрочки и льготы по аренде для студии Горького будут иметь убийственный характер. По итогам марта мы потеряли 30% от выручки и прогнозируем минус 50 – 60% в ближайшее время.

Слащева довела до сведения участников конференции, что в ближайшие планы Киностудии имени М. Горького входит открытие своего YouTube-канала, на котором будет выкладывать новые кинопроекты и фильмы прошлых лет, а также портала с новинками неигрового кино − документальными и научно-популярными фильмами.

Продюсер Леонид Верещагин убежден, что вся мировая киноиндустрия понесет серьезные потери. 

– Все, особенно прокатчики и дистрибьюторы, несут большие потери, – комментирует он. –  Кинотеатры не досчитаются в этом году 24 – 25 млрд рублей от бокс-офиса, а кинопроизводство в этом году не досчитается инвестиций от 5 до 7 млрд рублей. Перенесены релизы готовых проектов нашей студии ТриТэ – «Серебряные коньки» и «Стрельцов», а активные фазы других проектов приостановлены.

При этом возможность провести премьеры онлайн создателями лент не рассматривается. Что касается фильма «Стрельцов», лента, возможно, будет доступна онлайн, но лишь с небольшим интервалом после выхода в прокат.

Кадр из фильма "Стрельцов"
Кадр из фильма “Стрельцов”

По словам Игоря Толстунова, в ПРОФИТе сейчас более всего озабочены вопросом переноса релизов, в частности такого масштабного проекта «Сердце Пармы», над производством которого компания работала вместе со STAR MEDIA.

«Сердце Пармы»
«Сердце Пармы»

– Очень серьезной проблемой в индустрии, – считает Игорь Толстунов, – оказалось и еще окажется отсутствие работы для съемочных групп. В год в стране выпускается более 100 полнометражных и около 450 – 500 телевизионных фильмов. Это порядка 600 творческих коллективов. И все они остаются без зарплат. И если в компаниях мы можем себе позволить содержать наших штатных сотрудников, то временные творческие коллективы, которые обычно подключаются в процессе работы, остаются не у дел.

Александр Акопов предрек падение на 10 – 15% телевизионного рынка.

А Олег Иванов в свою очередь попытался спрогнозировать, как поведут себя киностудии и зрители после окончания пандемии.

– Мне кажется, – сказал Олег Иванов, – возникнет острая борьба за привлечение внимания. Это вопрос не бюджета, а, скорее, творческого поиска, которые ведут не только крупные студии, но и небольшие региональные студии – у них сейчас есть все шансы найти «свою волну». Что касается зрителей, то они будут готовы идти в кинотеатры не ранее четвертого квартала 2020 года. Это вопрос не фобий, а собственной безопасности.

Александр Акопов не согласился с высказыванием Иванова. По его мнению, все будет так же, как до пандемии, и даже лучше.

В финале онлайн-конференции каждый из участников дал краткий прогноз на 2021 год о том, чего ждать киноиндустрии. Как это ни удивительно, но прогнозы получились весьма позитивными: эксперты отметили, что недостатка в контенте не предвидится. 

– Мне кажется, это время нужно использовать с пользой, – считает Сергей Сельянов, – и продолжать формировать правила игры в стране для всей медиаиндустрии. Это в основном касается работы с правительством, которая шла и идет до сих пор.

Елена Булова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *