Выставочные сады Нового Арбата посетил британский ландшафтный дизайнер • ЭКСКЛЮЗИВ • Мой дом Москва
Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

На днях звезда мирового ландшафтного дизайна Энди Стеджен оценил сады фестиваля и конкурса «Цветочный джем»

Зарубежный гость является председателем международного жюри «Цветочного джема». За время визита британский ландшафтный архитектор посетил пять выставочных садов, расположенных на Новом и Старом Арбате. Корреспондент «Мой дом Москва» поучаствовал в увлекательной прогулке по садам Арбата. Подробности в нашем репортаже.

Знаменитый британец делится секретами мастерства

Энди Стеджен -председатель международного жюри «Цветочного Джема», британский ландшафтный архитектор
Энди Стеджен – председатель международного жюри фестиваля «Цветочного джем», британский ландшафтный архитектор.

Говоря о формуле создания лучшего сада на Земле, он теряется в догадках и вариантах, но уверен, что, приступая к любому ответственному делу, нужно в первую очередь иметь надёжную команду единомышленников. Энди Стеджен бывал в Москве и ранее. Он старается как можно чаще посещать другие страны для обмена профессиональным опытом. История Москвы, по его мнению, всегда была связана с зодчеством иностранных архитекторов. Поэтому международный опыт во все времена оказывал на Москву огромное положительное влияние. Ландшафтный дизайнер обратил внимание на озеленение столицы России, причем с радостью заметил большое количество деревьев не только в центре города и больших парках, но даже на небольших площадках. Сам участвовал в озеленении территории в районе Митино.

Энди Стеджен фестиваль Цветочный джем
Энди Стеджен.

Председатель международного жюри «Цветочного джема» приехал посмотреть сады в первый раз. Он планирует посетить Москву в августе; в свой третий визит в составе судейской коллегии Стенджен будет оценивать конкурсантов в начале сентября. Имя победителя объявят в День города Москвы, который в этом году будут праздновать 7- 8 сентября.

«Масштаб фестиваля огромен и амбициозен. Я имел честь присутствовать на всех важнейших цветочных выставках мира, но не помню ни одной, сравнимой по масштабу с «Цветочным джемом». Масштабность и принцип работы делают “Цветочный джем” совершенно уникальным событием», – поделился впечатлениями Энди Стеджен.

С каждым годом по всему миру увеличивается популярность модульных садов. Их устанавливают возле остановок общественного транспорта, в местах массового скопления людей. Модульные сады в городе дарят человеку возможность изолироваться от шумной городской среды, укрывшись в природном уголке. Своими глазами увидеть профессионально сформированные садовые композиции москвичи и гости столицы смогут до конца лета, посетив площадки «Цветочного джема». По всему городу рассредоточены работы участников этого конкурса, демонстрирующие лучшие архитектурно-ландшафтные решения, наиболее подходящие для оформления городских улиц. Трудно найти фестиваль такого же масштаба, куда бы публика допускалась бесплатно. Во всем мире билеты на цветочные фестивали подобного масштаба стоят больших денег. Поэтому широкой общественности практические недоступны. Заграницей их посещают в основном очень состоятельные люди, либо вовлеченные в садовую индустрию. «Цветочный джем» открыт для москвичей, прохожих и туристов. Поэтому для многих увидеть оазис живой природы посреди шумного мегаполиса будет приятной неожиданностью. Некоторые ценители ландшафтного искусства специально поедут в Москву на фестиваль. Благодаря повышенному вниманию публики, распространение идеи грамотного хорошего садового дизайна станет гораздо быстрее.

В честь фигурок из бумаги

фестиваль Цветочный джем сад Оригами
Сад «Оригами» создан коллективом российской компании «Ёлки»

фестиваль Цветочный джем сад Оригами

фестиваль Цветочный джем сад Оригами

фестиваль Цветочный джем сад Оригами

фестиваль Цветочный джем сад Оригами

фестиваль Цветочный джем сад Оригами

фестиваль Цветочный джем сад Оригами цветы

Сад «Оригами» создан коллективом российской компании «Ёлки». Работа выставлена на конкурс в номинации Средний выставочный сад. Основу его планировки составляют геометрические плоскости и треугольники. Они выполнены из металла, но очень напоминают бумажные фигурки оригами. Сквозная «ломаная» дорожка подчеркивает геометрию сада. Металлическая ширма-арка разграничивает его на зоны. В качестве декора ширмы и светильников взяты образы белых журавлей. Отсылкой к искусству оригами служит также форма садовой мебели. Дополняет природную композицию игра светотени. При естественном освещении сад предстает посетителям в одном виде, а с наступлением сумерек в искусственном свете раскрывается с совершенно иной стороны. Вечером природных уголок обретает черт театральной декорации. Абстрактные очертания композиции выводит на первый план недосказанность. Подобно искусству оригами, он оставляет лишь намеки и образы, под которыми подразумевается истинный смысл вещей.

«Хорошо иметь садик в деревне»

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем
Плод воображения авторского дуэта ландшафтных архитекторов Дмитрия Бочкова и Дениса Баташева получил название «Городская пастораль»

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

сад «Городская пастораль» фестиваль Цветочный джем

Плод воображения авторского дуэта ландшафтных архитекторов Дмитрия Бочкова и Дениса Баташева получил название «Городская пастораль». Они выставили свой сад на конкурс в категории Средний выставочный сад. Проект вдохновлён светлой ностальгией по природе в каменных джунглях. Поиск свободного пространства и покоя привел создателей в этот сад, который стал местом гармонии природы и города друг с другом. Металлические перголы олицетворяют соприкосновение природы с искусственной средой. Линейные объемы города со всех сторон смыкаются вокруг этого маленького зелёного островка. Но вот уже природа делает первый шаг навстречу неживой материи–лианы обвиваются железные конструкции. В качестве отсылки к сельскому быту в саду размещены детские качели, они напоминают посетителя о времени, проведенном в деревне у бабушки.

Природный авангард

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем
Сад «Архитектура природы»

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем кураторы проекта

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

Сад «Архитектура природы» фестиваль Цветочный джем

Сад «Архитектура природы», созданный коллективом компании «Дерево парк», представлен в номинации Средний выставочный сад. Он олицетворяет проекцию будущего наших городов, где природа идёт рука об руку с индустриализацией, а живая растительность становится единым целым с архитектурой, смягчая и дополняя ее. Источником вдохновения при создании сада были работы авангардистов, где главенствуют геометрия, динамика, пропорции. При помощи пересекающихся металлических рам создали силуэт города в миниатюре и наполнили его многолетниками, кустарниками и декоративными деревьями. Авторы заключили свое тайное послание посетителям парка в черный прямоугольник, чьи углы отчётливо просматриваются сквозь густую зелень.

Культурный триптих скреплен узором

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем
Сад «Шелковый путь» российско-грузинской команды авторов Тинатин Химшиашвили, Гиорги Сагинадзе, Марины Шиманской (Россия-Грузия)

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

Ещё один проект в номинации Средний выставочный сад – «Шелковый путь» российско- грузинской команды авторов Тинатин Химшиашвили, Гиорги Сагинадзе, Марины Шиманской (Россия-Грузия). Он рассказывает историю взаимопроникновения культур Востока, Запада и знаменитого Шелкового Пути, как ее важной составляющей. Сад построен вокруг пешеходной дорожки, которая проходит через всю его территорию. Цветы высажены на террасах различной высоты и составляют отдельные композиции. По верху дорожки проходит лента из металла, олицетворяющая бесконечность культурного развития, а посадочные конструкции украшены национальными орнаментами стран, через которые проходил Великий Шелковый путь. Сад символизирует собой Шелковый путь. Его авторы нашли узор, который был характерен для нескольких стран одновременно – Китая, Грузии и Казахстана. По задумке создателей он символизирует распространение современных технологий в средневековье. Дуги орнамента и дублирующие их конструкции – это духовный путь, а оазисы посреди пустынь и бескрайних степей высажен ковыль.

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

сад «Шелковый путь» фестиваль Цветочный джем

Создатели сада использовали декоративный орнамент, чтобы особенно подчеркнуть для посетителей важность Великого Шёлкового пути, не только для обмена товарами, но и духовными идеями, философией, искусством. Узор, ставший своеобразным символом сада, объединяет три культуры. Архитекторы нашли узор, который перекликается одновременно с китайскими, казахскими и грузинскими национальными орнаментами. Археологи до сих пор на маршруте следования Шёлкового пути находят одинаковые вещи в венецианской бывшей республике и в городе Сигнахи в Грузии. В 11 веке эти предметы делили между собой купцы в караван-сараях, следовавших с товарами из Венеции. Сами караван-сараи на Шелковом пути способствовали формированию новых культур.

В отражении зеркала виден жизненный путь

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем
Сад «Жизнь» Елизаветы Козыревой

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

В номинации Большой выставочный сад представлена «Жизнь» Елизаветы Козыревой. Автор видит в нем метафору жизненного пути со всеми его взлетами и падениями. Ступени у входа символизируют юность, то время, когда человек стремится вверх, жаждет достичь больших успехов. Поднявшись он идёт по пути к достижению желаемого. Пейзаж вокруг человека постоянно меняется, изменения происходят и с самим человеком. В какой-то момент приходится покинуть сцену, уступив место следующему поколению. Так происходит поиск себя в этой жизни. Увидеть, кто мы и какие, помогут зеркала, установленные в саду. На пике жизни человек способен влиять на события, выбирать в каком свете его увидит мир – для этого предусмотрено регулируемое освещение, а в конце пути можно присесть, отдохнуть и поговорить о «жизни». В саду удачно подобрана цветовая гамма. Преобладает насыщенный желтый и синий оттенки, которые дополняются зеленью растений, за счёт чего в композиции присутствует гармония.

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

По мнению Энди Стеджена, использование зеркал – блестящее решение. Ведь в этих зеркальных поверхностях можно проследить перемены, происходящие во внешности людей и в окружающем пространстве. Он отметил удачное сочетание материалы и элементы дизайна.

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

Сад «Жизнь» фестиваль Цветочный джем

«Изменения неизбежны, и каждый новые день мы встречаем обновлёнными, отличными от тех, какими были вчера или неделю назад», – сказал британский ландшафтный архитектор.

Двигая зеркала, посетители получают возможность ловить в них разное отражение улицы. Люди могу взаимодействовать с садом за счёт его динамичности и подвижности. Поймав отражение текущего момента, всмотревшись в него можно попытаться угадать будущее.

Лучшее место для чтения

Среди студенческих работ следует отметить сад под названием «Страница 19» автора Полины Соломатиной. Конструкция сада повторяет силуэт открытой книги. Растения вокруг олицетворяют поток информации, поступающий читателю. При взгляде со стороны человек видит раскрытую книгу в окружении цветущих растений, смена цветения которых демонстрирует развитие сюжета произведения и жизнь героев. Роль главных действующих лиц исполняют клёны – самые высокие деревья в саду. В отличие от изменчивого сюжета литературного произведения, смены окружающей обстановки, его герои остаются неизменными. Шары – из бетона и светильники, хаотично размещенные по саду, выполняют роль знаков препинания. При создании сада автор не брала за основу какую-то конкретную книгу, это скорее абстрактный или собирательный образ. «Книга» состоит из треугольных ячеек, которые заполнены матовым стеклом, деревом, растениями, а некоторые остаются пустыми. По бокам конструкции – растения, олицетворяющие поток информации и заметки на полях. Распускаясь и сменяют друг друга в цветении, они отражают развитие сюжета произведения. На поверхности подиума расположены сферы, некоторые из которых являются светильниками. В саду действует WI-FI зона с доступом к электронной библиотеке, а под сиденьями располагаются ящики с книгами.фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

 

 

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

фестиваль Цветочный Джем Сад «Страница 19»

Полина Соломатина участвовала в «Цветочном джеме» в прошлом году и стала победителем в студенческой номинации. В этот раз она вновь решила принять участие в конкурсе. Полина – студентка третьего курса Российского сельскохозяйственного университета имени Тимирязева. По окончанию вуза будет агрономом. При реализации идеи отталкивалась от одной из главных задач конкурса – создать сезонность, подобрать растения таким образом, чтобы они в цветении сменяли друг друга. Сначала Полина хотела воплотить в саду космическое пространство, но в процессе работы над проектом поняла, что «пишет книгу», так родилась новая идея, которая и нашла воплощение в «Странице 19».

Сад «Страница 19»
Сад «Страница 19» автора Полины Соломатиной.

«Сюжет «книги» оказался очень пёстрым, за счёт цветового разнообразия растений. Например, гортензия за время конкурса успела даже сменить белоснежные лепестки на нежно-розовые. Помимо цветочных красок, дополнительную яркость саду придают элементы – книжные полки, книги на них, надписи», – говорит девушка.

По словам автора, этот сад создан исключительно для городской среды, она не может представить его в загородном антураже. Это современный городской компактный и зелёный уголок, где горожане могут отдохнуть и провести время за чтением.

В вечернее время композиция озаряется светом от полусфер. Для удобства чтения дополнительное освещение вмонтировано в лавочки. Площадка функциональная и представляет собой помимо природного уголка еще и мини-библиотеку. На полках все лето будут лежать интересные книги, при желании их можно пролистать, либо прочитать внимательно.

Девушка уверена, что нынешнее ее участие в конкурсе станет таким же успешным, как и в прошлом году.

Буйство цветения на заброшенной крыше

сад Выше крыши фестиваль Цветочный джем
Большой выставочный Сад «Выше крыши» Патрисии Гарсиа Алайо.

сад Выше крыши фестиваль Цветочный джем

сад Выше крыши фестиваль Цветочный джем

сад Выше крыши фестиваль Цветочный джем

сад Выше крыши фестиваль Цветочный джем

На улице Старого Арбата расположился Большой выставочный Сад «Выше крыши» Патрисии Гарсиа Алайо. Он представляет собой образ заброшенного места, оставленного человеком пространства, вновь захваченного природой. Если на Новом Арбате сады подбирались к архитектуре социалистического модернизма, то на Старом Арбате сад соответствует его исторической архитектуре. Конструктив сада представляет собой собирательный образ заброшенного здания. Сад «Выше крыши» вписан в другую урбанистическую среду. Это рассказ о природе, которая готова проявить себя повсюду. Посетитель сада оказывается внутри естественного процесса возрождения природы, которая не терпит пустоты. Неслучайно на импровизированной крыше Старого Арбата выросло много берёз, деревьев–пионеров. Они первыми появляются на полях, городских развалинах и крышах. В качестве мульчи в саду на крыше использован необычный материал – битый кирпич и бетон. В реальной жизни его также используют для мульчирования при создании садов на крыше, ведь он является материалом вторичного использования. Кроме того, он несёт послание о том, что следует чаще использовать вторичные материалы. Патрисия Гарсиа Алайо – московский дизайнер, в прошлом году на конкурсе «Цветочный джем» она заняла третье место со своим малым садом «Перуанский дворик».

Елена Маркитанова, куратор конкурса Цветочный джем
Елена Маркитанова, куратор конкурса “Цветочный джем”.

Как рассказала Елена Маркитантова, куратор конкурса «Цветочный джем», для любого сада, представленного на конкурс «Цветочный джем» очень важно быть вписанным в окружающую среду. Одной из задач фестиваля было не создавать диссонанс, а вызвать у горожан впечатление, что сад на этом месте находился всегда. Что интересно, во многих местах это удалось! Авторы корректировали проект под место постройки, сохранив при этом основную идею.

Победителей фестиваля “Цветочный джем” объявят в нескольких номинациях – Большой, Малый, Средний сады; сады на социальных территориях (больницы, школы для детей с особенностями развития); непрофессиональный студенческий конкурс. Компетентное международное жюри оценивает сады в три этапа. В задачах конкурса было показать москвичам цветущие сады на протяжении всего периоды вегетации. За три летних месяца природа успевает поменяться. Перед дизайнерами стояла задача создать сад, который будет радовать посетителей непрерывным цветением. Создавался сад в пространственном и временном измерении. Посещение уникального фестиваля ландшафтной архитектуры абсолютно бесплатное для всех желающих. Цветущие модульные сады пробудут на столичных улицах до сентября.

Юлия Смагринская.

Фото автора и из личного архива П. Соломатиной.

 

Читайте также:

«Цветочный джем-19»: строительство летних садов началось

На московских улицах расцвели сады «Цветочного джема»