упаковка, конвейер, фото Эколайн

Казалось бы: что может быть общего между организацией, которая вывозит из города мусор, и компанией — производителем пищевой продукции? Однако в современных экологических реалиях у них есть общий и очень важный вопрос для совместной работы — упаковка. Прошли (к счастью) те времена, когда человек восторгался яркой пластиковой оберткой и бездумно ее выбрасывал. Современный человек задумывается прежде всего о том, сколько сотен лет этот пластик будет лежать в природе и какого размера достигнут мусорные полигоны, если с этим ничего не делать.

С мая 2022 года на КПО «Восток» Группа «ЭкоЛайн» проводит тестирование упаковки на извлекаемость. Такой тест уже прошли пять крупнейших производителей продуктов и бытовой химии.

– Все без исключения производители хотят сделать свою упаковку легко перерабатываемой и сократить мусорный след, – говорит заместитель директора Группы «Эколайн» Елена Вишнякова. – Но для этого им часто не хватает информации. Возможность протестировать упаковку на извлекаемость и получить консультацию по ее перерабатываемости решает проблему отходов на этапе их образования. Проект стал возможным благодаря заинтересованности и вовлеченности всех участников процесса, начиная с производителей товаров.

Что такое извлекаемость? Представьте себе ленту конвейера, по которой движутся бытовые отходы.

На пути у них стоит оборудование, которое выхватывает из этой массы разные фракции. Понятней и проще всего с черным металлом — тут достаточно мощного магнита. Явление давно известное.

А вот как быть с пластиком?

По данным морфологического исследования Группы ЭкоЛайн, половина сухих отходов в баке – это пластик. Причем он бывает разный. Для его отделения используются оптические сепараторы. У разного пластика — разные оптические свойства. Оптический сепаратор Tomra Autosort 2800 Mir2 предназначен для спектрального анализа полимерной упаковки. Он позволяет определить, насколько емкости поддаются автоматической сортировке и последующей переработке.

упаковка, конвейер, фото Эколайн

Способность этого прибора опознать в общем потоке отходов конкретный пластик и вытащить его и называется «извлекаемостью». И зависит она, как легко догадаться, от качеств этого пластика.

Например, были протестированы новые полимерные контейнеры одной из сетей ресторанов. Они предназначены для доставки еды клиентам на дом. Литровые PP-контейнеры белого цвета с перламутровыми переливами и прозрачной крышкой показали очень хороший результат — за время проведения тестов практически 100 процентов контейнеров были правильно опознаны оптическим сепаратором и извлечены из общего потока.

упаковка, коробка, фото Эколайн

Впрочем, специалисты дают для новой упаковки цифры немного пониже: 85-96 процентов. Дело том, что не все контейнеры будут попадать на сортировочную ленту чистыми. Поэтому производителю контейнеров и сети ресторанов дана рекомендация нанести на контейнеры надписи, призывающие пользователей обязательно помыть их перед тем как выбросить.

Чем чище будут контейнеры — тем выше будет их извлекаемость. Кстати, они отлично поддаются переработке, а значит, не будут загромождать мусорные полигоны.

Другой пример: молочная продукция одного из популярных брендов. Литровые ПЭТ-бутылки от молока, ряженки и кефира прошли испытания на «отлично». Сепаратору предложили двенадцать образцов, и он их всех отобрал.

 

А вот к стакану для сметаны возникли вопросы. Во-первых, на нем есть широкая картонная этикетка. Если ее нет — прибор верно определяет: это полипропилен. Хватает и отправляет на переработку. Но этикетка сбивает его с толку.

Кроме того, у этих стаканов есть еще и прозрачная крышка. Она оказалась слишком прозрачной и слишком тонкой: прибор ее «не видит».

По итогам испытаний производителю предложили: во-первых, уменьшить размер этикетки либо вообще печатать текст прямо на пластике. Во-вторых, изменить материал крышки, сделать его более плотным. Известный бренд намерен протестировать и другую упаковку своей продукции.

– Мы рады, что предприятия, перерабатывающие отходы, проявляют инициативу в данном направлении, – сказала руководитель управления GR&ESG ГК «ЭкоНива» Любовь Аксенова, – Такого рода коммуникация позволяет производителям продуктов питания и других товаров еще на этапе планирования выбирать экологичные и пригодные для переработки варианты упаковки для своих продуктов, а значит, еще более ответственно подходить к бизнес-процессам.

Майя ПЧЁЛКИНА.

Фото предоставлены пресс-службой Группы «ЭкоЛайн».