кадр их к/ф "Забавные игры", режиссер Михаэль Ханеке

13 апреля в российский прокат выходит легендарный триллер Михаэля Ханеке «Забавные игры», который мастер снял еще в 1997 году. Это одна из самых провокационных картин австрийского режиссёра, вызвавшая бурную реакцию критиков после премьеры в Каннах, где фильм претендовал на Золотую пальмовую ветвь.

Картина рассказывает о счастливой семье, на которую «наехали» двое молодчиков, притворившиеся гостями соседей, вооруженными клюшками для гольфа, заставивших супругов сыграть с ними в смертельную игру «на выживание». Киноистория Ханеке лишь притворяется классическим триллером про выживание. На самом же деле «Забавные игры» – это высказывание Ханеке против насилия и его культа, который разросся к тому времени и в медиа, и в искусстве. Лишённый всей развлекательной части, обычно сопровождающей кинематографические акты насилия, этот фильм становится неожиданным и революционным переосмыслением жанра. По словам Михаэля Ханеке сначала он планировал написать небольшое эссе о насилии в СМИ, а затем эта идея подтолкнула его к созданию полнометражного фильма.

Картину перед стартом проката в разных городах покажут еще и на спецпоказах, где ее можно будет обсудить со спикерами.

В Москве это произойдет в кинотеатре “Октябрь”  в первом зале 10 апреля. Модератором обсуждения выступает литературовед Евгений Жаринов.

Поскольку режиссёр хотел снимать картину о насилии, а зритель к тому времени уже привык к аттракциону жестокости, и Ханеке снял фильм так, чтобы зритель этой жестокостью не мог «наслаждаться». От чего и окрестил сам свой фильм «анти-хоррором». Испытывающий отвращение к тому, как насилие смакуется в современном кинематографе, он поставил целью обличить общество в его нездоровой тяге к киножестокости. По этой причине все сцены насилия в фильме происходят за кадром – камера намеренно смотрит в другую сторону, либо же упускает непосредственно сам момент удара, изувечивания, убийства. Ханеке вырезает из истории всю «забавную» сторону жестокости и вместо этого оставляет зрителя наедине с ужасающими последствиями, не позволяя ему отвести глаза.

– Мне не нравится насилие, – говорит Ханеке, – мне не нравятся хорроры. Я бы никогда не стал снимать триллер или хоррор просто ради того, чтобы снять их, и я бы сказал, что «Забавные игры» – это саморефлексирующий анти-хоррор. Это критика насилия, потому что оно меня по-настоящему злит.
Я считаю, что для того, чтобы люди проснулись, их нужно хоть немного встряхнуть. Были люди, которым фильм понравился, и те, кто его возненавидел. Это нормально. Все мои фильмы противоречивы и все они разделяют аудиторию. Если у вас есть чёткая позиция, я думаю, это неизбежно, что одни люди будут шокированы увиденным, а другие будут в полном порядке. Я всегда нападаю на что-то, потому что, чтобы сделать фильм, я должен по-настоящему разозлиться.

Елена Булова.

Фото: кадр из к/ф “Забавные игры”, режиссер Михаэль Ханеке.