fbpx

Подземные тайны Москвы: пять самых интересных коллекторов города

Подземные тайны Москвы: пять самых интересных коллекторов города

Московская подземка ассоциируется у жителей города в основном с метрополитеном. Однако, подземная Москва скрывает и другие интересные объекты, например, коллекторы. Простому горожанину вряд ли доводилось побывать там. В то же время изучить строение и «начинку» подземных тоннелей было интересно для каждого любознательного человека. «Мой дом Москва» расскажет о самых интересных коллекторах столицы.

Прежде чем приоткрыть завесу тайны, скрытой в подземных коллекторах Москвы, давайте разберёмся, что же такое коллектор. Коллекторами называются подземные тоннели, в которых проложены силовые кабели, кабели связи и спецсвязи, а также трубы теплосети и водопровода. Общая протяженность всех коллекторных тоннелей столицы составляет почти 800 километров. Наблюдение за коллекторами осуществляется дистанционно и непрерывно. Круглосуточно у пульта управления находятся специалисты объединенной диспетчерской службы АО «Москоллектор». Они следят за исправностью аппаратуры, которой оснащены подземные коммуникации – анализаторами газовоздушной среды, охранно-пожарной сигнализацией, системой вентиляции, автоматическими насосами, системами диспетчерского управления.

Кто следит за подземными тоннелями?

Коллекторное хозяйство Москвы – одно из крупнейших в мире. Под землей скрываются десятки тысяч километров кабелей. Общая протяженность коллекторных тоннелей города составляет 792 километра. Примерно такое же расстояние разделяет Москву и Казань. Содержать в рабочем состоянии огромное количество проводов непросто.

Работа всех городских коллекторов находится под контролем сотрудников АО «Москоллектор». Специалисты несут круглосуточное дежурство, ремонтные бригады совершают ежедневные обходы и выезды на объекты коллекторного хозяйства города. В составе предприятия есть аварийно-ремонтное управление, где трудятся более 90 человек. Сотрудники аварийных бригад всегда готовы к оперативному выезду на место аварии для устранения последствий происшествия. Среди наиболее частых случаев — подтопления, возгорания электрокабелей, разрушение строительных конструкций коллекторов.

Плановые ремонтные работы на коллекторах Москвы выполняют четыре специальные бригады АО «Москоллектор».  В распоряжении каждой команды есть специализированная техника — передвижная электростанция и штабная машина с манипулятором грузоподъемностью до 2,5 тонн. Есть у предприятия и две собственные производственные базы. На них выпускаются заготовки металлоконструкций для монтажа в коллекторах.

1. Кабельный коллектор «Ново-Кузьминки»

Коллектор

Подземный объект проходит под Волжским бульваром, который расположен в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Кузьминки – Люблино». Коллектор «Ново-Кузьминки» был введён в эксплуатацию энергетиками Комплекса городского хозяйства Москвы относительно недавно.

Коллекторный тоннель проходит на глубине 9-11 метров, что позволяет избежать соприкосновения с уже существующими в этом месте коммуникациями, а также уйти от дополнительных затрат в связи с их перекладкой. Благодаря кабельному коллектору «Ново-Кузьминки» электричество поступает в близлежащий жилой комплекс и Ледовый дворец.

При строительстве в Ново-Кузьминках специалисты ГУП «Москоллектор» впервые применили российские инъекционные составы для гидроизоляции тела коллектора.

2. Коллектор «Новоспасский»

Коллектор

Подземное сооружение проложено вдоль кабельной линии под Третьим транспортным кольцом и железной дорогой (МЦК).  Протяженность коллектора «Новоспасский» составляет 345 метров, диаметр подземного тоннеля – 180 см. Он был построен в 1999 году для прокладки высоковольтной кабельной линии 110 кВ Угреша – Новоспасская. Глубина залегания коллектора «Новоспасский» различная, она зависит от участка. Кабельные линии, проложенные в коллекторе, соединяют между собой подстанции 110 кВ «Угреша» и Подстанцию 110 кВ «Новоспасская».

Обе электроустановки обеспечивают электроснабжение москвичей в ЮВАО столицы. От них запитаны станции метрополитена, социальные объекты, железная дорога, дома, жилые комплексы и общественный транспорт. Электроснабжение между подстанциями никогда не прерывается,

3. Коллектор под АДЦ «Коммунарка»

Коммуникационный коллектор под административно-деловым центром (АДЦ) «Коммунарка», расположенный в ТиНАО, считается одним из самых масштабных в столице. Его протяжённость составляет 3,2 километра, а глубина заложения – 11 метров. Коллектор на территории АДЦ «Коммунарка» был построен для совмещенной прокладки различных инженерных коммуникаций. В нем проложены кабели связи, электроснабжения, трубопроводы отопления и водоснабжения.

Благодаря этому подземному объекту один из социально-деловых кластеров АДЦ «Коммунарка» обеспечен электричеством, теплом, водой, интернетом и телефонной связью. Контроль за исправностью работы коллектора и управление подачей ресурсов осуществляется через современный диспетчерский пункт.

4. Кабельный коллектор «Пресня»

Объект расположился на территории района «Дорогомилово» ЗАО и района «Пресненский» ЦАО Москвы. Трасса коллектора заложена на сверхглубине – 19 метров под руслом Москвы-реки. Общая протяженность четырех коллекторных тоннелей составляет почти 700 метров, при этом длина подводного участка – 204,5 метра. Коллектор построен закрытым способом. Участок, пролегающий под руслом реки, дополнительно обшит железобетонной рубашкой толщиной 20 см для защиты конструкции от нагрузок и воздействия окружающей среды, в том числе от проникновения воды. Внутри коллектора имеются ходовые дорожки. По берегам Москвы-реки оборудовано 6 вентиляционных камер с вентшахтами. Согласно правилам противопожарной безопасности, объект должен вентилироваться. Для притока воздуха через каждые 150 метров коллекторного тоннеля должна быть устроена венткамера. Электросетевыми компаниями заложен большой ресурс – 33 высоковольтных кабеля, мощностью 20 кВ, от подстанции «Пресня» ПАО «МОЭСК».

5. Коллекторы с дренажными системами

Коллектор

Три коллектора Москвы («Лужники», «Шоссейный», «Красносельский») расположены в сильно обводненных грунтах, поэтому для надежного отведения грунтовых вод они оборудованы уникальными системами дренажа. Например, коллектор «Лужники» находится в непосредственной близости к Москве-реке, «Шоссейный» – в русле подземной реки, «Красносельский» плотно примыкает к тоннелю Третьего транспортного кольца, из-за чего много лет сильно зависел от состояния дренажной системы ТТК. За 40 лет эксплуатации все эти коллекторы сильно устарели.

Осушить коллекторные тоннели позволила укладка под ходовыми дорожками перфорированных труб. Дренажным колодцам создали «пол», а стенки колодцев обработали специальным гидроизоляционным составом. В автоматических насосных станциях установили современное оборудование.

Реконструкция коллекторов

Многие из ныне функционирующих коллекторов строились в 40-х годах прошлого века. Длительное время эксплуатации системы истощило технические ресурсы подземных объектов. Коллекторы, нуждающиеся в восстановлении, отправили на реконструкцию. В 2019 году была начата программа технического переоснащения слаботочных систем коммуникационных коллекторов. Реализация проекта продолжится до 2025 года.

Коллектор
Коллектор
Коллектор
Вентиляционная вытяжка
Коллектор
Пучок из трех высоковольтных кабелей, промаркированных разноцветными бирками

Замена устаревшего оборудования на современное и высокотехнологичное запланирована в этот период на коммуникационных коллекторах, которые расположены в центральной части города и на вылетных магистралях — Ленинградском, Можайском, Волоколамском, Алтуфьевском, Можайском и Рублевском шоссе, Ленинском, Волгоградском, Рязанском проспектах

Коллекторы Москвы в цифрах:

Внутри коммуникационных коллекторов находится 1058 километров труб теплосети. Протяженность всех водопроводных труб внутри московского коммуникационного коллектора составляет 752 километра. Их длина сравнима с расстоянием от Москвы до Санкт-Петербурга. А кабели связи растянулись на 21 074 километра. Это длина чуть больше половины экватора. В городе насчитывается 7496 километров силовых кабелей. Если выложить их в одну полосу, практически получится расстояние от Москвы до Нью-Йорка. Эту длину можно сравнить с расстоянием, которое предстоит проехать тем, кто планирует путешествие из Москвы в Самару. Даже на автомобиле дорога займет больше 14 часов.

Надеемся, знакомство с подземным миром столицы оказалось для вас увлекательным.

Юлия Смагринская

Фото автора.

Читайте также:

Доходный, конструктивистский, деревянный – «великолепная» пятерка самых необычных домов Москвы, отремонтированных в 2020 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *