Завтра в Москве подведет итоги 45-й Московский Международный кинофестиваль, который продолжался целую неделю
– Любые кризисы, – считает его Президент, народный артист России Никита Михалков, – открывают лишь новые возможности, становятся не только временем потерь, но и временем приобретений. Совсем недавно я увидел картину «Треугольник печали», которая на меня произвела такое же впечатление, как «Квадрат» того же режиссера Рубена Эстлунда, отчасти, кстати, открытого на нашем ММКФ. В этих картинах я вижу трезвый взгляд на то, что происходит. И это вдохновляет и рождает надежду. Если же говорить про приобретения, то можно по-разному относиться к картине «Чебурашка», но это то кино, которое хотят смотреть люди. Сейчас вышел фильм «Вызов» – это уникальный опыт, единственный в своем роде фильм, который сняла наша страна. В космосе, на орбите! И если такое происходит, то значит существует поиск нового, который и движет кинематограф.
На красной дорожке во время церемонии открытия появились режиссеры и артисты артисты Светлана Дружинина, Андрей Кравчук, Илья Учитель, Петр Буслов, Михаил Тройник, Олеся Судзиловская, Ирина Горбачева, Анна Пескова, Кузьма Сапрыкин, Кирилл Зайцев, Кристина Асмус, Глеб Калюжный, Светлана Степанковская, Мария Шумакова, Юлия Волкова, Настасья Самбурская, Елена Подкаминская, Екатерина Гусева, Лянка Грыу, Дарья Повереннова, Елизавета Ищенко, телеведущая Елена Летучая и другие.
Почетный приз ММКФ «Верю! Константин Станиславский» за покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского в нынешнем году вручен бесподобной Ирине Купченко.
– Все скрипки похожи друг на друга, но есть Страдивари – и это Купченко, – сказал во время вручения награды Никита Михалков. – Ее не всегда узнают на улице, но это позволяет ей быть абсолютно любой, при всем при этом никогда не изменяя себе как человеку.
– У этой премии громкая формулировка, которая вызывает одновременно манию величия и комплекс неполноценности, – сказала Ирина Купченко. – Но я точно знаю, что в профессиональном смысле я – плод усилий огромного количества людей. Это и авторы, словами которых я говорю в кино, и режиссеры, чьи идеи пытаюсь воплотить, и партнеры, которым я благодарна за каждую минуту, проведенную вместе. Но самая большая моя благодарность – зрителям. Потому что без вас мы – актеры – абсолютное ничто! Писатель может писать в стол, живописец складывать холсты в надежде, кто их когда-то увидят, и только актерам нужен живой человек в зрительном зале.
В основном конкурсе ММКФ было представлено 11 картин из 16 стран с учетом проектов совместного производства. «Святых Георгиев» за актерские и режиссерские работы, спецприз и главный – за лучший фильм – распределит жюри в составе российской актрисы Светланы Ивановой, казахстанской актрисы Самал Еслямовой, российского актера и продюсера Алексея Гуськова, колумбийского режиссера Сиро Герры. Председателем жюри основного конкурса выступает один из ведущих кинематографистов Индии Рахуль Равель. Именно ему по традиции президент смотра Никита Михалков вручил традиционную цепь с образом Георгия Победоносца.
Конечно же, поклонников кино интересует, как завтра распределятся призы 45 ММКФ, и по каким критериям жюри будет оценивать картины.
Председатель жюри ведущий кинематографист Индии Рахуль Равель заверил журналистов, что жюри, несмотря на различие кинопристрастий, сумеет прийти к консенсусу.
– Мы будем смотреть фильмы оценивать все аспекты каждого, и исходя из этого принимать решения. Уверен, что обсуждение позволит найти взаимопонимание, тем более что язык кино объединяет людей со всего мира, – сказал Рахуль Равель.
Еще один, хорошо знакомый нам член жюри – Алексей Гуськов выразил надежду, что «понимает ремесло, которым занимается, как и его коллеги».
– Поэтому от фильмов буду ждать эмоциональной составляющей, – сказал Алексей Гуськов. – Так, как фильм разберет режиссер с мировым именем, – я все равно не смогу. К тому же председатель жюри у нас еще и исследователь кино. Надеюсь, что мы легко придем к консенсусу, а уже на награды в своем ремесле, возможно, повлияю, так как понимаю, где есть актерские усилия, работа не только типажа, а где есть открытие и вдохновение. Как раз на это и буду тактично намекать своим коллегам по жюри.
Для актрисы Светланы Ивановой это первый опыт работы в жюри.
– Я и сама не знаю, чего от себя ожидать, – смеется Светлана Иванова, – вдруг окажусь ярким спорщиком. Но если без шуток, то, конечно, быть в составе жюри основного конкурса ММКФ – для меня большая честь. Я фанатично люблю кино и посвятила ему больше половины своей недолгой жизни. Нынешний опыт для меня – возможность посмотреть кино чуть более пристально, внимательно, глубоко, и для меня этот опыт очень ценен.
На этом фестивале равным интересом зрителей и прессы пользовались и работы мастеров, и режиссерские дебюты российских кинематографистов. Одним из таковых был игровой дебют известного российского документалиста Натальи Гугуевой «Туман», вошедший в конкурсную программу «Русские премьеры».
– Эта картина была задумана четыре года назад, когда я столкнулась с определенными переживаниями, о которых, поняла, что не смогу рассказать в документальном кино, – рассказала Наталья Гугуева. – «Туман» снимался в сложных условиях севера, тундры в районе Териберки. Думаю, мне помогло мое документальное чутье на настоящее. Благодаря ему и получилось совместить природу актерского мастерства и природу севера. Мы очень тщательно готовились с актерами и уже непосредственно на съемках у нас не было репетиций, потому что нужно было успевать за изменчивой погодой Кольского полуострова. И приноравливаться к погоде, наверное, тоже помог опыт документалиста. В первый съемочный день в Териберке случился шторм, и я поняла, что нужно менять план, так как смена со штормом у нас была позже. Так что я благодарна съемочной группе за то, что они всегда были готовы к столь резким изменениям.
Триллер Гугуевой рассказывает про кинооператора Настю, которая отправляется на северную метеостанцию, чтобы расследовать исчезновение семейной пары метеорологов. Фильм снимался на старейшей действующей метеостанции на берегу Баренцева моря.
Не оставил равнодушным зрителей и режиссерский дебют Станислава Светлова «Ада», представленный в конкурсе «Русские премьеры».
– При работе над этим фильмом, – сказал продюсер фильма Федор Попов, педагог кафедры режиссуры и продюсерства кино и телевидения ВГИКа, – меня больше убедили не столько литературные особенности сценария, сколько изображение. Еще до запуска фильма Станислав вместе с оператором Павлом Медведевым и художником Наталией Султановой поехали в среднюю полосу России и стали выбирать место для съемок. И когда я увидел то, что они отсняли, то понял, что это особое кино, что у Стаса есть своя эстетика и творческий подход. Так что главным открытием для меня стало именно то, как он смог реализовать себя, увидеть поэзию изображения.
Фильм «Ада» рассказывает про 12-летнюю девочку, которая сталкивается с первой любовью и первыми вызовами взрослой жизни в своем родном городке на берегу реки, где они живут вместе с мамой.
К проблемам молодых фестиваль обращался неоднократно и во всех программах. Можно сказать, что эти проблемы и стали ключевой нотой фестиваля.
В частности, иранский режиссер Мехди Бакши Могадам представил свой фильм «Дом мамаши Шоку». Кинематографиста волнует катастрофическое омоложение наркомании. Его фильм повествует о реабилитационном лагере, куда насильно привозят молодых девушек для избавления от наркотической зависимости.
– У нас в стране эта страсть захватила подростков, что вызывает большую тревогу. И наш фильм – в каком-то смысле предупреждение миру, – отметил Мехди Бакши Могадам.
После демонстрации фильма он также рассказал, что съемочная группа долго искала для съемок реабилитационный центр. И когда они приехали в «Дом мамаши Шоку», то увидели красивых молодых женщин, которые годами употребляют наркотики, хотя многие считают наркоманов деклассированными элементами. Группа на протяжении нескольких месяцев завоевывала доверие девушек. Постепенно это у них получилось – девушки перестали считать их «чужими» и делились всем, «что их огорчало и заставляло страдать».
А вот фильм режиссера Корнела Георгицэ – копродукция сразу двух стран Франции и Румынии. Картина «Невеста мертвеца» участвовала в основном конкурсе.
– В 1990 году после падения Чаушеску я покинул в Румынию и поехал во Францию, где продолжил снимать кино, – рассказал режиссер Корнел Георгицэ. – Но Румыния – моя родная страна. Удивительно, что этот фильм румынская публика назвала очень французским, в то время как французские зрители сказали, что «Невеста мертвеца» – глубоко румынское кино.
По сюжету трое французов приезжают в румынскую деревню, чтобы снять документальный фильм о крестинах, свадьбе и похоронах, однако последних так и не происходит, поэтому съемочная группа решает их инсценировать. Картина основана на реальной истории. И когда обряд похорон так и не был снят, реальная группа попросила «сыграть» в похороны трех местных жителей. Каково же было их удивление, когда, вернувшись в эту деревню на досъемки, жители стали кидать в них камни. Оказалось, что после съемок священник устроил службу, чтобы отмолить грехи местных жителей за участие в этом действе для телевидения, и единственными, кто не пошел на эту службу, были те самые три человека, принявшие участие в инсценировке похорон. Причем сразу после этой службы они умерли.
Традиционно пользовалось на фестивале интересом китайское кино. Китайский режиссер Хунюнь Сунь представила картину «В храме Шаолинь», участвующий в конкурсе документального кино. Картина рассказывает о жизни нескольких монахов и сербской девушке-антропологе, которая приезжает в Шаолинь для раскопок и пытается понять, можно ли в нынешнем хаотичном мире все-таки найти успокоение в буддизме и избавиться от страданий.
– Я заинтересовалась этой темой, когда у меня была депрессия и я хотела изменить себя, стать, как монах, бесстрастной, – говорит Хунюнь Сунь. – Сначала я пошла в монастыри в Пекине, а потом подумала, что надо поехать в Шаолинь – поучиться работать над собой у монахов, которые тренируют и тело, и душу. На самом деле постоянно в монастыре живет немного монахов – большинство из них приходят и уходят, хотя некоторые потом возвращаются. Большинство игровых фильмов о Шаолинь обычно создают мечту, а меня интересовали монахи как люди, мне хотелось узнать, чего они действительно хотят от жизни.
Молодой японский режиссер Ютака Цунэмати и актер Хироки Сато в основном конкурсе выставил фильм «Хрупкие цветы в потоке дней».
– Я снимал это кино, когда мне был 21 год, перед самым началом пандемии, – рассказывает Ютака Цунэмати. – Благодаря этой картине я ответил на вопросы, которые вызревали внутри меня. И надеюсь, они будут созвучны с теми, что испытывают и другие молодые люди, в том числе из России. И если после просмотра этого фильма они захотят встретиться со своими членами семьи или друзьями, с которыми давно не общались, то это будет очень здорово.
«Хрупкие цветы в потоке дней» – картина о трех молодых жителях Токио, в жизни которых что-то начинает меняться, когда они задумываются о дне сегодняшнем и о том, что ждёт их в будущем.
Всего за фестивальную неделю увидели 222 фильма из 64 стран, в производстве 61 из них участвовали страны Европейского Союза. Среди гостей, не считая участников из России, присутствовало 128 человек из 35 стран.
Ждем объявления итогов.
Елена Булова.
Фото предоставлены пресс-службой ММКФ.