М.А. Врубель. Летящий демон. 1899. холст, масло. 138,5 х 430,5 (1)

Москва и Санкт-Петербург – города, которые постоянно находятся «на связи», в том числе и в творческом, художественном  отношении.

Недавно наш корреспондент  побывала в Санкт-Петербурге  на грандиозной выставке,  посвященной 165-летию со дня рождения Михаила Врубеля в Михайловском дворце, где среди прочих были  представлены работы, хранящиеся в столичной Государственной Третьяковской Галерее. А вот теперь санкт-петербургский Русский музей участвует в юбилейной выставке произведений Игоря Грабаря в нашей Третьяковке.

И.Э. Грабарь. В утренней росе. 1907. Х.,м. 69 х 102.5. ГРМ.
И.Э. Грабарь. В утренней росе. 1907 год

Масштабная Выставка Игоря Грабаря в Государственной Третьяковской галерее  открывается уже сегодня, и приурочена она к 150-летию со дня рождения художника.

И. Грабарь. Зимний вечер. 1903. Х.,м. 54.3 х 74. ГРМ.
И. Грабарь. Зимний вечер. 1903 год.

Поклонники творчества выдающегося мастера отечественной живописи смогут увидеть не только пейзажи, портреты и автопортреты Грабаря первой половины двадцатого века, но и иконы и произведения художников русского авангарда. Этим жестом устроители хотели подчеркнуть роль ученого и реставратора Грабаря, директора Третьяковской галереи, при котором коллекция музея значительно пополнилась памятниками древнерусского искусства и картинами авангардистов начала ХХ века.

И. Грабарь. Вешний поток. 1904. Х.,м. 70 х 89. ГРМ.
И. Грабарь. Вешний поток. 1904 год.

Кстати, юбилейная выставка Игоря Грабаря с большим успехом прошла в Государственном Русском музее прошлым летом. А на нынешнюю экспозицию в Третьяковскую Галерею Русский музей прислал 13 произведений из собственной коллекции. В коллекции Русского музея есть  портреты Грабаря, созданные Валентином Серовым и Борисом Кустодиевым. На выставке в Третьяковке можно будет увидеть «Портрет художника Игоря Грабаря» (1895) работы Филиппа Малявина.

Гамлет и Офелия. 1884. Не окончена. Холст, масло. 120х89
Гамлет и Офелия. 1884 год. Не окончена.

Ранние импрессионистические пейзажи Грабаря имели успех на выставках общества «Мир искусства» в Москве и Петербурге («Зимний вечер», 1903; «Вешний поток», 1904). Весной 1904-го был создан первый и один из самых известных натюрмортов Грабаря – «Цветы и фрукты на рояле». Также зрители увидят «Дельфиниум» (1908), гармонично сочетающий жанры натюрморта и пейзажа и отмеченный живой игрой света и теней. К этому же периоду творчества мастера относятся картины «В утренней росе» и «Голубая скатерть» 1907 года.

В двадцатых годах Грабарь отказался от метода импрессионизма. Интерес к быстро сменяющимся эффектам уступил место пристрастию к красоте постоянных состояний натуры. Пейзаж занял ведущее место в творчестве мастера, по-прежнему объектом внимания Грабаря была сельская природа Подмосковья («На озере», 1926 год; «Разъяснивается», 1928 год). Не так часто Грабарь обращался в своем творчестве к теме городского пейзажа («Московский дворик в снегу», 1930 год).

Десятилетие спустя, в 1930-е, художник по-прежнему активно создавал пейзажи и натюрморты, но первое место в его творчестве занял портрет. На выставке можно увидеть «Портрет К.Д. Медовой» (1932) из собрания Русского музея. В пейзаже внимание Грабаря было сосредоточено на «будничных» состояниях природы, которые он претворял в поэтические образы. Конец 1930-х отмечен созданием шедевров национальной пейзажной живописи, среди которых «Март» (1939 год).

Венеция. 1893. Декоративное панно. Холст, масло. 319х134 (прямоугольник с закругленной верхней стороной)
Венеция. 1893 год. Декоративное панно

Что касается уже упомянутой, и на днях завершившей работу выставке Михаила Врубеля, то она все эти месяцы пользовалась огромной популярностью. Перед корпусом Бенуа неизменно собиралась большая очередь за билетами. Сама экспозиция объединила более 200 произведений из собрания Русского музея и Третьяковской галереи, а также работы из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Желающие смогли наиболее полно познакомиться с творческим наследием выдающегося художника. Тем более, что более 60 лет работы Врубеля из собрания Третьяковской галереи не привозились в Санкт-Петербург, также как и многие произведения Русского музея долгое время не показывались широкой публике. Выставка восполнила этот пробел.

Полотна «Летящий демон» из Русского музея и «Демон (сидящий)»  из Третьяковки, «Принцесса-Лебедь» (Третьяковская Галерея ) и «Богатырь» (Русский музей), иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, вдохновленные образами Александра Пушкина «Пророк» и «Шестикрылый Серафим» благополучно соседствовали все лето и большую часть осени под сводами корпуса Бенуа. Наряду с признанными шедеврами на выставке в Государственном Русском музее экспонировались и работы,  до сих пор практически  не известные широкому зрителю.

Елена Булова.

Фото предоставлены пресс-службой Русского музея