fbpx
кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

Юбилейный, ХХХ российский национальный фестиваль игрового, документального и анимационного кино «Окно в Европу», который с 1993 года ежегодно проводится в городе Выборге, завершён. От традиционного праздничного шествия по центру города к красной дорожке кинотеатра «Выборг-Палас» в день открытия фестиваля до торжественной церемонии закрытия в стенах Выборгского замка пролетело пять необычайно насыщенных дней под девизом «Российское кино – прогноз на завтра».

кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова
кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

Как напомнил всем бессменный президент кинофестиваля Армен Николаевич Медведев, в этом году юбилей не только у «Окна в Европу», теперь уже одного из старейших национальных киносмотров. В апреле 90 лет исполнилось бы великому режиссёру Андрею Тарковскому – и, как дань его памяти, кадр из фильма «Андрей Рублёв» решено было сделать символом нынешнего фестиваля. А кроме того, в апреле исполнилось 100 лет со дня рождения другого выдающегося режиссера – Станислава Ростоцкого, идейного вдохновителя, учредителя и многолетнего председателя жюри «Окна в Европу».

кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

После периода вынужденных ограничений, вызванных пандемией, в этом году «Окно» вновь широко распахнулось к искренней радости как участников, так и зрителей, а билеты на фильмы фестивальной программы были раскуплены за много дней вперёд. Хочется особо отметить очень тёплое отношение жителей Выборга к своему собственному, «домашнему» кинофестивалю – они активно посещают кинопоказы, творческие встречи и с удовольствием голосуют за полюбившиеся фильмы в специальной программе «Выборгский счёт».

кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова
кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

В общей сложности за дни работы фестиваля зрители увидели 80 фильмов, из которых восемь – это дебютные работы. В честь 30-летия фестиваля была показана мини-ретроспектива «30 лет за три сеанса», для которой выбрали фильмы «Макаров» В. Хотиненко, «Прогулка» А. Учителя, и «Неадекватные люди» Р. Каримова. Городская библиотека Алвара Аалто стала площадкой для творческих встреч, дискуссий, мастер-классов и презентаций новых проектов.

По завершении конкурсных показов состоялось традиционное открытое заседание жюри, в котором приняли участие президент фестиваля Армен Медведев, генеральный продюсер Геворг Нерсисян, председатели жюри конкурсов игрового, неигрового и анимационного кино Алексей Федорченко, Павел Печёнкин и Станислав Соколов, члены жюри конкурсов, киноведы и кинокритики, журналисты и даже зрители.

кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

Стоит ли говорить, что всё представленное на киносмотре подверглось серьёзному и внимательному профессиональному разбору? Приведём для примера пару цитат – а вы судите сами.

Историк и теоретик кино, кандидат искусствоведения Николай Изволов: «В современном кино очень не хватает редактуры – и это сказывается абсолютно во всех сферах кинопроизводства. Касается ли это учебных, студенческих фильмов, или фильмов дебютантов, или профессиональных работ – везде, когда рядом есть старший педагог, наставник, опытный коллега по цеху, то результат всегда заведомо лучше, чем у одиночки, который сидит в некоем условном подвале и которому никто не помогает увидеть и исправить его огрехи. Профессия «редактор» должна быть восстановлена! Редактуры сейчас, надо сказать, катастрофически не хватает не только в кино, а и повсюду – на телевидении, в книжных издательствах, в журналах. Отсюда множественные «ляпы» – текстовые, сюжетные, драматургические – которых можно было избежать».

Главный редактор телеканала «Карусель», продюсер анимационных сериалов и детских телепрграмм Татьяна Цыбарева: «Хотелось бы, чтобы авторские анимационные фильмы были понятны не только авторам, но и более широкому кругу зрителей. Очень много вопросов оставалось после некоторых проектов – есть ощущение, что это истории очень личные, иногда болезненные, психотерапевтические, содержащие слишком много недосказанного. В результате, чтобы что-то понять, дальше нужно общаться уже с человеком, а не с произведением…»

Кинокритики отметили присутствие в этом году на конкурсе большого количества необоснованно затянутых картин – и особенно это касается неигрового кино – где «авторская мысль остаётся двадцатиминутной, а фильм длится полтора часа».

Наряду со справедливой критикой были и обнадёживающие наблюдения – например, большое количество хорошо снятых картин с точки зрения операторской работы.

Что же касается обещанного «прогноза на завтра», то признаемся честно – мы не слишком-то надеялись его услышать. Но больше всего похожим на прогноз нам показалась вот это высказывание кинокритика: «Все фильмы несовершенны. Но открыть в них зерно авторского усилия, увидеть новый материал, новую идею или новое художественное решение – это и есть то ценное, ради чего мы и приходим в кинозал».

Ну а теперь пришла пора назвать победителей 30-го фестиваля российского кино «Окно в Европу».

Победителем голосования кинокритиков «5 звезд» стал игровой фильм «Император» (реж. Альфия Хабибуллина), повествующий о сложном пути социализации пятнадцатилетнего парня с психологическими особенностями в новом для него школьном коллективе.

Приз от медиаконгресса «Содружество журналистов» за лучший сценарий получил фильм «Далекие близкие» (реж. Иван Соснин) – о том, как никогда не путешествовавший учитель географии круто меняет свою жизнь, отправившись через всю Россию ради встречи с женщиной, с которой познакомился в соцсетях.

Приз имени Саввы Кулиша достался фильму «Выборг, свой берег» (реж. Ашот Джазоян). Это сотканное из отдельных коротких историй документальное повествование о настоящих, не придуманных жителях Выборга, искренне любящих свой город и свой берег, живущих здесь и сейчас.

Фильм «Волны» (реж. Михаил Брашинский) удостоился приза президента фестиваля.

кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

В анимационном кино главный приз получил фильм «Мой друг тигр» (реж. Татьяна Киселева), а специальный приз жюри за емкость и глубину содержания – «Мой солдатик» (реж. Екатерина Черная). Кроме того, сразу три анимационных фильма заслужили особое упоминания жюри: за поэтическую атмосферу детства – «Белый-белый день» (реж. Василий Чирков), за метафоричность в анимации – «Апельсин» (реж. Мария Якушина) и за проникновенное соединение музыки с анимацией – «Искра» (реж.  Валентина Набиулина).

В конкурсе неигрового кино лучшим фильмом признан «Огонь» (реж. Анна Яновская), два фильма заслужили особое упоминание жюри: за драматургическую точность детали – «Камни» (реж. Арман Айвазян) и за лучшего героя – «Ноев ковчег» (реж. Григорий Курдяев). Фильм «Легенда Дальнего Востока» (реж. Сергей Винокуров) награждён специальным призом жюри за художественное отражение связи поколений.

В конкурсе игрового кино лучшим признан фильм «Экспресс» режиссера Руслана Братова, отмеченный также специальными призами жюри за лучшую операторскую работу и за лучший актёрский ансамбль. Ещё два игровых фильма удостоились особого упоминания жюри: один, «Император» Альфии Хабибуллиной – за дуэт антагонистов, а другой, «Велга» – за лучшее музыкальное решение картины от композитора Антона Силаева.

Специальный приз жюри был присужден и за лучшую женскую роль – актрисе Дарье Екамасовой в фильме «Накануне».

И, наконец, по результатам голосования в программе «Выборгский счёт» симпатии распределились следующим образом: фильм «Далёкие близкие» (реж. Иван Соснин) – 1 место, «Плотник» (реж. Авдотья Смирнова) – 2 место, 3 место у фильма «Календарь ма(й)я» (реж. Виктория Фанасютина).

кинофестиваль «Окно в Европу», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

Итак, ХХХ фестиваль российского кино «Окно в Европу» уже стал частью истории, но с 12 по 14 августа в Москве, в кинотеатрах «Пять звезд на Павелецкой» и «Пять звезд на Новокузнецкой», состоится мини-фестиваль «Эхо Выборга», на котором вы сможете ознакомиться с фильмами-участниками конкурса игрового кино.

Приятного просмотра!

ОЛЬГА КУРСАКОВА

Санкт-Петербург – Москва

Фото автора