Так говорила Мария Каллас, легендарная оперная певица, и так живут и служат театру вахтангвцы.

К Международному Дню Театра в одном из лучших храмов искусства на Арбате представили на суд журналистов премьеру –  спектакль «Мастер-класс», где неподражаемая Людмила Максакова играет роль Марии Каллас.

Режиссер Сергей Яшин поставил спектакль по одноименной пьесе Терренса Макнелли, основу которого составляют сцены знаменитых занятий, которые оперная дива проводила в 1971-1972 годах в Джульярдской школе в Нью-Йорке.

Перед публикой предстает уже знаменитая и непревзойденная Каллас, которая на мастер-классах делится со слушателями своей мудростью и опытом, параллельно вспоминая прежнюю жизнь. Отрывками из писем зрителю «рассказывают» о бедном и голодном детстве легендарной певицы, об отношениях с семьей, и о главной трагедии жизни Каллас – отношениях с магнатом Аристотелем Онассисом.

Каллас доверительно, и часто очень жестко,   рассказывает слушателям о том, что именно личные трагедии лучше всего помогают вживаться в образ. Прима Вахтанговского театра Максакова «презентует» зрителю эти истории через уникальный и характерный только для нее образ – игривость, темперамент и задор, который с годами становится только ярче.

Большущий чемодан, из которого и «разлетаются» письма-воспоминания, пара уличных фонарей, скамейка, кресло и фортепиано – такие декорации постановки. И именно они «помогают» Максаковой-Каллас, облаченной в строгий белый (черный – во втором отделении) костюм «передавать» зрителю силу таланта легендарной певицы. Главная героиня «проходит» через «четвертую сцену», обращаясь напрямую к публике: спрашивая, не душно ли в зале, какое настроение у зрителей и в шутку, обсуждая сидящих в первых рядах. И это вызывает восторг и овации  зала.

Постановка сопровождается «переодеваниями» Максаковой в образы  костюмов Каллас из ее знаменитых постановок: диадемы, парчовые накидки или летящие шали во фрагментах, которые реконструируют известные оперы с ее партиями. Звучат отрывки произведений Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Винченцо Беллини.

«Некоторые интересные и неожиданные для меня роли не удалось сыграть. Я даже задумала подготовить вечер несыгранных ролей. И вот снова возникло это название – “Мастер-класс”», – рассказала на пресс-конференции после пресс-показа Максакова, отвечая на вопрос о том, как возникла идея постановки.

Людмила Васильевна мастерски «жонглирует» в спектакле серьезным тоном с саркастичными вставками и игривыми моментами, в которых предстает  возвышенной, ироничной, наивной, стервозной и недосягаемой. Ее Игра  вызывают  смех, сострадание, а в итоге  – понимание уникальности гениального таланта великой актрисы, которая  играет не менее великую певицу.

«Нам пришлось вместе с Людмилой Васильевной обратиться к дневникам Марии Каллас, письмам, воспоминаниям близких ей людей», – сказал режиссер Сергей Яшин журналистам, подчеркнув, что  это позволило рассказать о способе актерского существования в целом.

 «Раньше театр был способом жизни. Я посвящаю эту работу дому 7 по Брюсову переулку. Вы когда-нибудь будете проходить, прочитайте, кто там жил. Он весь в мемориальных досках», – сказала о главном Людмила Максакова на встрече с представителями СМИ.

«Мария Каллас действительно была великолепной певицей. Но она еще поражала драматическим разбором ролей, то есть она не просто пела – она освоила систему Станиславского», – так видит  Максакова свою героиню Каллас. И добавляет о встрече Марии с Аристотелем: «Эти две глыбы столкнулись и уничтожили друг друга. Это была роковая встреча. Это, так сказать, греческая трагедия, но происходящая в жизни».

В постановке, помимо Людмилы Максаковы  заняты заслуженные артисты России Олег Макаров, Мария Волкова, а также Евгения Ивашова, Алексей Петров и Евгений Кравченко. Партию фортепиано исполняет Андрей Булатов.

«Как мне кажется, мы видим и в пьесе у автора, и в жизни у Людмилы Васильевны, ее сценической судьбе огромное количество знаковых совпадений. И то, что Людмила Васильевна каждое слово в спектакле пропускает через свое сердце, думаю, оценят все наши зрители, придя на премьеру», – сказал директор театра Кирилл Крок, приглашая всех в Вахтанговский на премьерные показы.

«Не говорите мне о правилах. Где бы я ни была, я сама устанавливаю эти чертовы правила», — так говорила Мария Каллас о себе, и так живет Людмила Максакова, сыгравшая ее на сцене Вахтанговского театра.

Владимир Сабадаш.

Фото Владимира Голикова.