fbpx
штурман, МАЦ

24 марта Московский авиационный центр поздравляет всех штурманов с профессиональным праздником. В этот день в 1916 году была создана Центральная аэронавигационная станция, а в 2000 году Главнокомандующий Военно-воздушными силами России подписал приказ о праздновании Дня штурманской службы Военно-воздушных сил России.

Сегодня работа штурманов Московского авиацентра напрямую связана с прокладыванием курса, исчислением перемещения на цифровой или топографической карте воздушного судна, контролем за исправной работой навигационных приборов. Штурман рассчитывает время и безопасную высоту полета по отдельным участкам маршрута, необходимое количество топлива и т.п.

штурман, МАЦ

В Московском авиацентре работают четыре штурмана: Георгий Одарченко, Вячеслав Бочаров, Сергей Погребной и Сергей Ребров. Каждый из них прошел службу в Военно-воздушных силах России, имеет большой летный опыт и является профессионалом, способным выполнять свои задачи и обязанности в условиях мегаполиса, действуя как единый слаженный механизм.

Главный штурман Московского авиационного центра Георгий Одарченко, решив связать свою жизнь с полетами, закончил Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса в 1981 году. После училища его направили под Великий Новгород, в военный гарнизон Витебской дивизии. Уже здесь молодой летчик осваивает профессию штурмана самолёта ИЛ -86.

штурман, МАЦ

«Задачи стояли самые разные. На самолете ИЛ-86 наш экипаж перевозил грузы и личный состав. Чуть позже, когда меня перевели в Забайкальский военный округ, я выполнял и другие задачи. Были командировки в Анголу и на Кубу, – рассказал Георгий Одарченко. – Часто приходилось работать в сложных метеорологических условиях».

За службу в Вооруженных силах Георгий Одарченко отмечен правительственным наградами: медалями «За боевые заслуги» и республики Куба – «За содружество».

В Московский авиационный центр Георгий Одарченко попал, можно сказать, случайно. После демобилизации из рядов ВС стал искать работу и узнал, что в столице формируют новый авиационный центр экстренного реагирования.

«В Московский авиацентр я пришел как раз вовремя. Штурманы в организации были очень нужны, а мой многолетний опыт стал очень востребован. Так что я здесь работаю со дня основания, с 2003 года» – улыбается Георгий Одарченко. – Из психологических качеств штурману, считаю, нужны собранность, внимание, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, ну и смелость, конечно».

Работа в авиацентре главного штурмана Георгия Одарченко отмечена медалью «За отвагу на пожаре» и грамотой от Президента России за обеспечение Олимпиады в городе Сочи.

штурман, МАЦ

Ещё один штурман Московского авиационного центра, Вячеслав Бочаров, с самого детства хотел стать или летчиком, или моряком, как его отец и брат. Семья Бочаровых жила на Камчатке, и его родные регулярно ходили в море на рыболовных судах. В итоге, Вячеслав все-таки принял решение поступать в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. После его окончания Бочаров отслужил в морской авиации Северного флота на вертолетах авианесущих кораблей.

«Самое сложное было, когда мы шли на ледоколах по Северному морскому пути. Погода и условия были неважными: кругом либо море, либо лед. Тогда мне запомнился один сложный полет – мы вылетали, можно сказать, на предельную дальность, чтобы забрать с другого ледокола больного, которому была необходима срочная операция. Нам нужно было эвакуировать его в местную больницу Диксона – арктический поселок городского типа, – вспоминает Вячеслав. – Прилетели мы туда на минимальном остатке топлива и на посадку заходили по локатору в сильном тумане –  видимость была нулевая. К счастью и для нас, и для пациента все закончилось успешно».

В Московском авиационном центре Вячеслав работает с ноября 2007 года на должности старшего штурмана лётного отряда. На вопрос – сложно ли работать в авиации экстренного реагирования – отвечает, что после Севера все терпимо.

штурман, МАЦ, небо, парашютисты

«В Москве совершенно другая специфика работы. Но безусловно опыт прошлых лет мне помогает и сейчас. Самым сложным, пожалуй, был 2010 год, когда мы и днем, и ночью тушили природные пожары в области, – прокомментировал Вячеслав Бочаров- А вообще, скажу, что 70% успеха в полете куётся на земле. Предварительно, перед вылетом, необходимо произвести навигационные расчеты, изучить район полета, возможные препятствия. Это самое главное. Подготовка к полету может длиться день-два, а, если срочный вылет, то мы ориентируемся уже в полете. Для этого необходимо иметь с собой всю необходимую документацию, карты, а также другие справочные материалы, которые составляем сами – данные по радиосвязи, навигационные расчеты по предполагаемым маршрутам, методички по работе с оборудованием и т.п».

Кстати, Вячеслав еще и инструктор, он обучает молодых специалистов. «Когда в авиацентр приходят новые пилоты, мы помогаем им осваиваться в Московской зоне, раздаем документацию, карты, подсказываем радионавигационную обстановку в этом районе. Ведь раньше никто из них в столице не летал, поэтому вновь прибывших необходимо тщательно подготовить», – рассказал старший штурман Московского авиацентра.

Служебная карьера третьего штурмана Московского авиацентра –  Сергея Погребного – началась в 90-х годах. После окончания школы Сергей поступил в Ворошиловградское высшее военное училище штурманов.

«Профессию штурмана я выбрал, благодаря отцу, – рассказал Сергей. – Он проходил срочную службу в авиационной части в Чите, полюбил авиацию всей душой и эту любовь, видимо, передал в полной мере и мне».

После окончания училища по распределению Сергей попал служить в вертолётный полк в Литву на Ми-6.

«После вывода нашего полка из Литвы я продолжил службу в Пензенской области, потом в Самарской. В 1998 году переучился и стал работать на вертолёте Ми-26, – вспоминает Сергей Погребной. – Однажды в 2006 году со мной произошел интересный случай. В подмосковном Ступине парашютисты-спортсмены со всей России собрались установить мировой рекорд. Для этого им необходимо было сформировать в воздухе фигуру из 240 человек. До этого никто такую большую фигуру в воздухе не собирал. Для выполнения этой задачи из нашего полка командировали два вертолёта Ми-26. Выбрасывали мы парашютистов с высоты 6500 метров по несколько раз в день. После каждой тренировки процесс формирования фигуры у парашютистов получался всё лучше и лучше. Спортсмены даже заранее футболки заказали с рисунком фигуры и надписью: «Ступино 2006 – рекорд Мира». Нам тоже подарили. В итоге, мы их выбрасывали две недели, а фигуру они так и не собрали. Получилось, на футболках рекорд есть, а на деле нет. Так мы и улетели домой без мирового рекорда. Правда, на следующий год в Коломне они эту фигуру всё-таки собрали!»

Службу в армии Сергей закончил в 2013 году в должности штурмана эскадрильи. В Московском авиационном центре он работает с июня 2015 года штурманом воздушного судна.

«В  Московском авиацентре очень интересно работать, – говорит Сергей. – Здесь хороший коллектив и все вместе мы занимаемся нужным и полезным делом. Штурманы в авиацентре выполняют полёты на вертолётах Ми-26 и Ка-32. От нашей работы во многом зависит и безопасность полетов, и скорость прибытия экипажа на место происшествия».

От всей души поздравляем всех штурманов с профессиональным праздником! Желаем крепкого здоровья, исправной навигации, правильных вычислений, чёткого контроля и верного курса!

Читайте также:

Пожарно-спасательному отряду №211 исполнилось 10 лет