В связи с тем, что по прогнозу метеорологов, в условиях антициклона ожидаются неблагоприятные метеорологические условия I степени, поговорили с Денисом Алексеевым, заместителем руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, о том, как работает оперативный штаб по пресечению незаконной деятельности предприятий, вызывающей загрязнение атмосферного воздуха и неприятные запахи.
– Денис Анатольевич, добрый день! В ноябре 2020 года был создан Городской оперативный штаб по пресечению незаконной деятельности предприятий, вызывающей загрязнение атмосферного воздуха и неприятные запахи. Расскажите, пожалуйста, какова структура Штаба, кто вошел в его состав и какие его основные задачи?
В соответствии с поручением заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П. П. Бирюкова создан оперативный городской штаб по пресечению незаконной деятельности предприятий, вызывающей загрязнение атмосферного воздуха и неприятные запахи (далее – Штаб).
Отмечу, что это не новая, отдельно созданная организация, а объединение подразделений различных ведомств. Создание такого Штаба позволяет более оперативно обмениваться информацией, принимать соответствующие меры в рамках компетенции каждой организации, объединить имеющиеся технические возможности и проводить сразу комплекс мероприятий в отношении нарушителей природоохранного законодательства. Работа Штаба и взаимодействие его участников в настоящее время осуществляется в оперативном ежедневном режиме.
В состав Городского оперативного Штаба входят надзорные и территориальные органы власти города Москвы и подведомственные организации, МЧС России по городу Москве, ресурсоснабжающие организации.
Главными задачами Городского оперативного Штаба является оперативное реагирование на сигналы жителей города о запахах и загрязнении воздуха, систематическая работа по выявлению незаконных выбросов в атмосферный воздух и их пресечению, включая комплексные проверки предприятий, привлечение виновных к ответственности, а также профилактическая работа с предприятиями.
В рамках работы Штаба ведется постоянный мониторинг сигналов жителей города в социальных сетях, проводятся обследования территорий города для выявления незаконных выбросов в атмосферный воздух, организуются проверки промышленных предприятий, проводятся экспертно-консультационные встречи с руководством предприятий.
– Какие конкретные меры приняты Штабом, какие результаты достигнуты? Каким образом Штаб реагирует на сообщения жителей о запахах или качестве воздуха?
В рамках работы Штаба на постоянном контроле находятся 44 района города. Другие территории также не остаются без внимания – состояние атмосферного воздуха столицы контролируется автоматическими станциями контроля загрязнения атмосферы и передвижными экологическими лабораториями.
Учитывая организационную структуру Штаба отдельного канала для направления обращений не предусмотрено. Штаб анализирует все жалобы, обращения, которые поступают через официальные каналы Правительства Москвы (горячая линия, портал мэра), а также проводит постоянный мониторинга сообщений в социальных сетях.
Рассматривается каждое обращение. Налажена работа по выявлению инцидентов/жалоб граждан на загрязнение воздуха:
– функционирует круглосуточная служба (мониторинг сообщений в социальных сетях, тематических группах и чатах в круглосуточном режиме 24/7, оперативные рейды передвижных лабораторий).
– оперативные дежурные и круглосуточная служба МЧС.
В случае поступления жалобы по официальным каналам, заявитель получает официальный ответ. В социальных сетях не всегда возможно дать оперативный или комплексный ответ, но это не значит, что сообщение осталось без внимания, информация учитывается в плане работы Штаба.
C начала работы Штаба по настоящее время в целом по городу поступило более 2000 официальных обращений жителей с жалобами на запах или качество воздуха, выявлено более 1000 сообщений в социальных сетях жалобами на запах или качество воздуха.
Между всеми источниками информации налажено оперативное взаимодействие и обмен данными мониторинга.
При поступлении информации о проблеме предпринимаются следующие меры реагирования:
– в области выявления и пресечения проводятся предварительные аналитические работы (анализ данных станций, видеокамер, метеообстановки и т.д.);
– оперативные выезды передвижной экологической лаборатории ГПБУ «Мосэкомониторинг», в т.ч. в ночное время. В 2021 году уже совершенно более 1000 рейдов передвижной экологической лаборатории ГПБУ «Мосэкомониторинг» (обследовано более 700 городских территорий), более 400 выездов передвижной аналитической лаборатории контроля объектов окружающей среды и чрезвычайных ситуаций ГКУ «ПСЦ» Департамента ГОЧСиПБ;.
– оперативное информирование населения по результатам аналитической работы о состоянии атмосферного воздуха по данным систем мониторинга;
– информирование контрольно-надзорных органов по компетенции (Росприроднадзор, прокуратуры), МЧС, префектуры (на территории которой находится объект) по результатам мониторинга для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В случае объекта регионального уровня экологического надзора проводится внеплановая проверка по предварительному согласованию с Межрайонной природоохранной прокуратурой.
На основе анализа обращений граждан, обследования территорий передвижными лабораториями проводятся проверочные мероприятия на территориях и объектах. В 2021 году Оперативным штабом достигнуты следующие результаты:
- Проведены плановые проверочные мероприятия в отношении 24 организаций, по которым ранее в адрес Городского оперативного штаба поступали многочисленные обращения жителей, расположенных в границах промышленных зон (8 – соблюдение требований природоохранного законодательства и 2 – соблюдение лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке реализации лома черных и цветных металлов).
2. Выявлено более 86 правонарушений в части соблюдения требований в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами и др., в том числе 3 нарушения в части соблюдения лицензионных требований. 63 нарушения выявлены на территории промышленных зон.
3. По итогам работы Оперштаба сумма вынесенных штрафов составила 5 697 000 руб.
4. Пресечено 8 фактов несанкционированного сжигания отходов, из них 5 на промзонах.
5. Вынесено 59 предостережений в отношении предприятий о недопустимости нарушения обязательных требований природоохранного законодательства (5 из них в части необходимости постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и 54 о недопустимости нарушения обязательных требований, в период наступления неблагоприятных метеорологических условий на территории города в адрес предприятий).
С начала работы Оперштаба проведено 127 экспертно-консультационных встреч с предприятиями, 96 из которых расположены в промышленных зонах.
По результатам встреч, организациями представлена информация о своих технологиях и оборудовании, которые призваны обеспечивать экологическую безопасность. На своих официальных сайтах компании разместили сведения об этапах технологического процесса и его соответствии экологическим требованиям.
– Какие меры в целом реализуются в Москве для снижения неприятных запахов и загрязнения воздуха?
Контроль и регулирование запахов занимают особое место в городской экологии. Живя в городе, мы сталкиваемся с разными запахами. Среди них есть приятные: свежего хлеба, кофе, ванили. Есть раздражающие – краски, канализации, химии, выхлопных газов, гарь и т.д.
Улучшение качества воздуха в Москве остается одной из приоритетных задач города. Установлены и озвучены долгосрочные цели и количественные ориентиры, основные направления природоохранной политики города для дальнейшего снижения уровня загрязнения. Уже в полном объеме реализуются меры в области снижения выбросов от автомобильного транспорта, реконструкция и модернизация промышленных предприятий, происходит реорганизации промышленных зон.
С 2012 года ведется реконструкция очистных сооружений АО «Мосводоканал» – крупнейших в мире. Цель – исключить неприятные запахи на прилегающей территории.

Благодаря реконструкции Курьяновских очистных сооружений АО «Мосводоканал» с 2010 года отмечено снижение повторяемости превышений предельно допустимой максимальной разовой концентрации сероводорода в среднем в 6,7 раз.
На Люберецких очистных сооружениях АО «Мосводоканал» также отмечен экологический эффект. При ветре со стороны ЛОС в период с 2010 года отмечено снижение повторяемости превышений предельно допустимой максимальной разовой концентрации сероводорода в среднем в 1,9 раза.
В Москве за счет модернизации производств снижаются промышленные выбросы в атмосферный воздух. С 2011 года начата масштабная модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода, которая стала условием сохранения предприятия в городской черте. Реализация комплексной масштабной программы модернизации МНПЗ позволила снизить средние концентрации сероводорода в 2 раза, повторяемость превышений ПДКмр в 2 раза.
На 90% снизилось поступление дурнопахнущих веществ в атмосферу (в 14 районах, где ранее наблюдались проблемы с запахами, ситуация кардинально улучшилась).
Ведется модернизация предприятий энергетического комплекса. За счет внедрения парогазовых установок, мер по экономии энергии, модернизации предприятий выбросы загрязняющих веществ от объектов энергетики снизились с 2010 года на 11%.
С 2012 года Москва пересмотрела приоритеты развития транспортного комплекса. Задача снижения загрязнения воздуха автотранспортом была признана, как приоритетная.

Развитие общественного транспорта с приоритетом электрических видов, обновление грузового и автобусного парка улучшенного экологического класса (не ниже 4-5 экологического класса), ограничение движения грузового транспорта, введение грузового каркаса, упорядочивающего движение грузовиков по территории Москвы, развитие дорожно-транспортной сети, введение ограничений на передвижение грузового транспорта, контроль качества моторного топлива и ряд других мероприятий являются важнейшими природоохранными направлениями деятельности Правительства Москвы.
По сравнению с 2010 годом валовые выбросы в атмосферу от автотранспорта снизились на 666 тыс. тонн. А выбросы стационарных источников в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизились на 20%.
– Могут ли жители сами следить за состояние воздуха столицы?
В целях контроля качества атмосферного воздуха на территории города существует Единая система экологического мониторинга, которая включает в себя, в том числе, подсистемы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в режиме реального времени. Основу системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха составляет сеть автоматических станций (далее – АСКЗА), которые в непрерывном круглосуточном режиме измеряют содержание в воздухе основных загрязняющих веществ. Данные всех АСКЗА доступны онлайн на сайте ГПБУ «Мосэкомониторинг» по адресу mosecom.mos.ru

Читайте также:
Петр Бирюков: В Москве создана одна из лучших систем экологического мониторинга