В плане апрельского месячника благоустройства Москвы значится традиционная чистка-помывка исторических памятников
Корреспонденты «Мой Дом Москва» решили не упустить возможность лично в этом убедится. По плану на Гоголевском бульваре прошла помывка памятника Николаю Васильевичу Гоголю.
День выдался замечательным, по-весеннему теплым и солнечным, если не считать то и дело набегающего еще прохладного ветерка как последнего дыхания уходящей зимы.
В ожидании бригады, которая должна мыть памятник великому русскому писателю, сели на лавочку.
Вдруг появляется группа молодых людей: четыре девушки в сопровождении долговязого парня, стали фотографировать памятник на свои смартфоны с разных ракурсов. В завершении решают сделать групповой снимок.


Парень подошел к нашей лавочке и, вежливо поздоровавшись, попросил «щелкнуть» их вместе на фоне Николая Васильевича. Молодежь приехала в выходной день погулять по московским улочкам из подмосковного Клина.
– Тут недалеко, на Никитском бульваре стоит еще один памятник мировому классику. Москвичи его называют «грустный Гоголь». Он установлен напротив дома, в котором прошли последние, самые тяжелые годы писателя, полные уныния, разочарования, душевной болезни, где был, по одной из версий современников, сожжен 2-й том «Мертвых душ», – заметил фотокор.
– А что, этот памятник «веселому Гоголю»? – не без иронии в голосе спросила одна девушка, хитро прищуриваясь в лучах весеннего солнышка.

– Браво, мадмуазель! В саму точку! Именно этот памятник, возле которого мы сейчас находимся москвичи, конечно те, кто постарше, называют «веселым Гоголем».
– Почему? – чуть ли не хором спросили девчонки.
– А, «антиресно», – подражая народной артистки СССР-сказочнице Анастасии Зуевой, заметил Федоров, – так слушайте…
Изначально на этом месте, вблизи Арбатской площади, на Пречистенском бульваре (так он раньше назывался) к 100-летию со дня рождения Николя Васильевича, 26 апреля 1909 года был торжественно открыт его памятник, автором которого был тогда довольно молодой скульптор Николай Андреев.

Перед москвичами великий писатель предстал в совершенно неожиданном, можно сказать, шокирующем облике. Ведь многие ожидали от памятника, на который так долго всем миром собирали деньги (70 тыс. руб.), некого величия и даже помпезности. Но увидели совершенно другого Гоголя: сидящего на мраморном диване, закутанного в дорожный плащ, словно ему очень холодно. Кажется он смотрит на невидимый зрителю потрескивающий камин, в котором еще тлеют его бессмертные рукописи 2-го тома «Мертвых душ». На лице отчаяние, скорбь и полная безнадёжность грядущего. Трагический финал гения.
Уже тогда, после открытия памятника возникло много споров. Одни возмущались: «Мол, что за покойника изваяли в месте, где москвичи привыкли весело гулять и отдыхать»!
Другие, наоборот, восхищались неординарным видением автора глубоких душевных переживаний последних лет великого писателя, заставляли праздно гуляющего обывателя остановиться у подножья, задуматься и сопереживать вместе с гением.
И потом на гранитном черном монументе была одна только надпись «Гоголь»… и все. Никаких инициалов, даты рождения и смерти, и других помпезных надписей или эпитафий. Просто «Гоголь» и этим все было сказано без лишних слов.
– А что было дальше? – тихо спросила та самая «мадмуазель», видно выражая общий интерес своих друзей.
– Сначала большевики после революции 1917 года мало обращали внимание на спорный памятник возле Арбатской площади. Считали, вот мол, до чего довел великого русского писателя царизм и крепостное право. Только в конце 30-х годов, когда всем стало «жить лучше и веселей» при набирающих темпах развития страны Советов и победах нового строя, правительство Москвы задумалось: «Мол, мы тут строим «светлое социалистическое будущее», а тут «унылый Гоголь». Говорят, что и Сталин недолюбливал «отчаявшегося Гоголя».
Надо убрать подальше, с глаз долой «грустного», а на его месте поставить нового. Большого, в полный рост, жизнеутверждающего и улыбающегося новым победам социализма и грядущему коммунизму! …но помешала Великая Отечественная война. Не до Гоголя было.
Однако, после войны к этой идее вновь вернулись. Памятник демонтировали и спрятали на территории Донского монастыря, где к тому времени уже хранились не отвечающие социалистической действительность раритеты «старого мира», например, скульптуры и фрагменты фресок взорванного большевиками храма Христа Спасителя.
Приближалась 100-летняя годовщина уже со дня смерти писателя (1952 год). Было принято решение: старый памятник вернуть из «Донской ссылки» и установить в Никитском скверике, во дворе дома №7, где последние 4 года жил Гоголь. Отсюда это всего 350 метров.
На Гоголевском бульваре был установлен новый памятник (скульптора Николая Томского). Как и планировалось: Гоголя молодого, веселого, в полный рост, с оптимизмом смотрящего в будущее. Конечно и помпезную надпись на пьедестале не забыли изваять: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».
Наверное, несчастный Гоголь от таких величий в свой адрес в гробу перевернулся, потому как в своем завещании ясно написал – “Завещаю не ставить надо мной никакого памятника, и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойного”. Собственно, сам “русский художник слова” вообще был против поклонения себе после смерти, даже просил не отмечать могилу, говоря, что пришедший “поклонится червям”, а не ему.
Кстати, сам скульптор Николай Томский очень критично отнесся к своей работе. Говорил, что это худшее, что от сотворил за всю свою жизнь. Оправдывался, что работать над скульптурой пришлось в спешке, так сказать, в пожарном порядке.
Но, честно говоря, мне памятник Томского нравится. Не всю же жизнь Гоголь был в унынии. В Италии, в Риме вместе со своим другом художником Александром Ивановым очень даже весело время проводил. К слову сказать, на его знаменитом полотне «Явление Христа народу» изображен ближе всего к Спасителю и смотрящего на него, как на Мессию именно Николай Васильевич. Но это уже другая история.
В это время к подножью памятника стала подъезжать спецтехника ЖКХ Центрального округа, занимающаяся очисткой памятников. Перед этим они проводили очистку памятника Ленину возле метро «Октябрьская».


Рабочие быстро, по-военному, сходу разворачивали свою технику. Огораживали лентой место предстоящей работы. Завели водяную помпу. Преступили к чистке памятника, а мы к своей работе.
Алина ФЕДОРОВА.
Фото и видео Андрея ФЕДОРОВА.
Читайте также:
И «поднебесье» засияет чистотой: в «Москва-Сити» началась промывка фасадов