Парк Северного речного вокзала: каким он был и каким будет

Вид на здание Северного речного вокзала

В парке Северного речного вокзала кипит работа. На каждом пятачке либо рабочий, либо техника. Работы начались зимой 2019 года, а их окончание запланировано на начало осени – парк должен стать подарком столице ко Дню города. И в этом деле задействованы почти все структуры Комплекса городского хозяйства Москвы.

Парк в миниатюре
Парк в миниатюре

В планы вмешалась пандемия коронавируса – на два весенних месяца пришлось прерваться. Правда, строители вернулись на свои рабочие места уже в середине мая. Но вот работы по благоустройству в самом парке, за которые отвечает Департамент капитального ремонта, не возобновлялись до середины июня. Поэтому сейчас исполнительный директор компании ООО «МЕГАПАРК» Марина Байлозян очень торопится. Регулярно ездит на объект и проходит по нему от и до: от территории Национального теннисного центра до церкви Феодора Ушакова и от Ленинградского шоссе до канала имени Москвы.

исполнительный директор компании ООО «МЕГАПАРК» Марина Байлозян
Марина Байлозян, исполнительный директор компании ООО «МЕГАПАРК»

Деревья подсказали 

Можете себе представить, – говорит она, показывая на макет парка, который стоит в штабе строительства, – когда мы начали работу, здесь много чего не было! По чертежам, которые мы обнаружили в архивах, в парке должно быть четыре аллеи, параллельные Ленинградскому шоссе, и девять перпендикулярных, то есть он имеет строгую геометрическую планировку. Однако в наличии была только часть аллей: главная аллея, аллея, ведущая от главных ворот к зданию вокзала и еще четыре в разных частях парка. Остальные были утрачены.

Что там у нас на плане

Марина показывает на южную часть парка. Здесь на плане обозначен большой квадрат. Как будто главная аллея – это рукоятка молота с навершием. В середине квадрата расположены цветники, вокруг них павильоны, а по периметру обрамляющих его дорожек  – площадки. На плане они кажутся небольшими, но на деле площадь каждой – около 200 кв. м.

– Вот этой части тоже не было, – поясняет Марина. – Восстановить ее нам помогли… деревья! Они высажены по периметру этих площадок и четко обозначали их границы.

Площадки, которые удалось обнаружить только благодаря деревьям
Площадки, которые удалось обнаружить только благодаря деревьям

По проекту это будет замечательное место для тихого отдыха. Часть площадок будет оборудована для детей, часть – для игры в шахматы или иного проведения досуга. Марина Байлозян считает, что парк станет идеальным местом отдыха для людей всех возрастов и увлечений. Здесь можно будет посидеть со стаканом кофе, полюбоваться рекой, цветниками, скульптурами и погулять по аллеям.

Рядом со штабом строительства

Чертежи и реальность

Так выглядит сейчас главная аллея

О проекте парка Марина рассказывает с увлечением. Показывает на план и все время говорит: этого не было, это было утрачено… Что-то потеряли недавно, а что-то – давно. Например, чугунную решетку ограды практически растащили в лихие девяностые годы. А вот когда исчезли часть дорожек и две чаши фонтанов – неизвестно. Вместо одного из них была сделана грубая чаша из бетона, выкрашенная в голубой цвет и размером меньше той, что фигурирует на чертеже. Также неизвестно, когда были утеряны и заросли больше половины парковых дорожек и почти все площадки для отдыха.

Чашу фонтана собирают немного в стороне. Не хватает только замкового камня
Чашу фонтана собирают немного в стороне. Не хватает только замкового камня
Место под фонтан
Здесь собирают еще один фонтан
Здесь собирают еще один фонтан

Поэтому проектировщикам пришлось закопаться в архивы, поднять старые чертежи проекта Шафранского, фотографии. А вот людей, которые помнили, каким был парк, осталось очень мало. Ведь он был построен в конце тридцатых годов, а уже в конце восьмидесятых начал приходить в запустение! Планировку парка разработал инженер зеленого строительства Т. П. Шафранский. В ее основу легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, что характерно для советского садово-паркового искусства 1930 – 1940-х годов.

Будущий променад
Будущий променад

Так что невольно возникает вопрос: а насколько чертежи соответствуют тому, что было в реальности? 30-е годы XX века – тяжелое, неспокойное и довольно бедное время. Время, когда основные силы страны были брошены на поднятие производства. Действительно ли получилось у создателей парка то, что они задумали?

И, может быть, то, что создается сейчас, спустя более 80 лет, силами Комплекса городского хозяйства города Москвы, будет больше, значительнее, великолепнее, грандиознее и прекраснее того, что было? Может же быть такое, что реконструируют не реальный парк, а проект парка?

Люди и техника на каждом пятачке
Каких только городских служб тут нет!
Каких только городских служб тут нет!

Не только бетон и гранит 

Над этим вопросом Марина Байлозян слегка задумывается, а потом отвечает так:

– Вы знаете, деревья высажены именно так, как все это выглядит на чертеже. Вообще озеленение в парке очень хорошее, поэтому мы огораживаем каждое дерево на период благоустройства парка.

Статуя Водный путь
Статуя «Водный путь»

При строительстве парка гранит использовался только на входной группе. Здесь стоит скульптура «Вод­ный путь» – девушка с поднятым над головой корабликом. Она бетонная, но стоит на гранитном основании. Из гранита выполнены и столбы, обозначающие проход к зданию Северного речного вокзала. А вот у скульптуры «Спорт» в глубине парка основание из бетона. Кстати, все гранитные элементы будут отреставрированы, собственно, как и сами скульптуры.

Статуя «Спорт»

При этом нельзя приуменьшать грандиозные работы, которые были выполнены для строительства и канала имени Москвы, и самого парка. Здесь было ровное место, по которому ходили люди. И сам канал создавался не только методом рытья русла, но и методом поднятия его берегов. Парк Северного речного вокзала разбит на огромной насыпи – пять с половиной метров земли и песчаного основания, десятки тысяч тонн грунта потребовалось привезти сюда!

Возникли проблемы и с оградой. Ее столбы были установлены на бутовый фундамент (в его основе лежат довольно крупные, неровные камни). Удивительно, как эти столбы вообще столько простояли!

Крышу баллюстрады сюда!

Но вот деревья в парке действительно хороши! За столько лет они разрослись, окрепли. Отлично сохранились и исторические аллеи – кленовая и липовая. На деревья в парке возложена сложная миссия – они должны защищать парк от шума оживленного Ленинградского шоссе. Марина Байлозян добавляет, что на самой близкой к шоссе аллее парка будет выполнена рядовая подсадка деревьев, которая со временем станет своеобразным шумозащитым экраном. А вот в глубине парка тишина и покой обеспечены.

Старое и новое

Большая часть парка реконструируется по сохранившимся чертежам. Будет сохранена советская стилистика – ограда оформлена венками с пятиконечными звездами, на клумбах преобладают красные цветы. Вот разве что материалы будут использоваться более качест­венные и долговечные.

Мостят одну из второстепенных аллей
Мостят одну из второстепенных аллей
А когда ее вымостят гранитом – она будет выглядить вот так. Ну, еще клумбы добавятся

Однако есть и новинки. Например, вдоль набережной появится уменьшенная копия канала имени Москвы со шлюзами. А в самом парке новый смысл обретет здание котельной. Когда-то она была построена для того, чтобы отапливать здание Северного речного вокзала. В ходе благоустройства к зданию вокзала были проложены новые коммуникации, и котельная оказалась не у дел. В ней появится кафе.

Бывшая котельная, будущее кафе
Бывшая котельная, будущее кафе

А туристов от здания Северного речного вокзала будут забирать современные элетрошатлы.

Майя ПЧЕЛКИНА.  

Фото автора.

Читайте также:

Северный речной вокзал вновь станет одним из любимых мест москвичей и гостей города

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *