Пять штрихов к портрету Игоря Карташева

Пять штрихов к портрету Игоря Карташева

Игорь Карташов

Свое шестидесятилетие отмечает один из самых интересных  актеров Театра имени Евгения Вахтангова, заслуженный артист России, обладатель призов театральных фестивалей Игорь Карташев.

Я часто задумываюсь над тем, с чего начинается хороший артист. В случае с Игорем Карташевым артист начинался с вечеров, когда большая семья во главе с бабушкой и дедом, всю жизнь работавших на оперной сцене, собиралась за столом в далекой Алма-Ате и вела  разговоры об искусстве. Возможно, артист в нем начинался с осознания, что он – уже состоявшийся профессиональный художник, персональные выставки которого проходили по стране, а картины висели в музеях, способен на нечто большее. А может быть, с той самой встречи в ночном баре с Юрием Богатырёвым, которому художник- Карташев признался, что мечтает о подмостках? Богатырев предложил Игорю «почитать что-нибудь» прямо там, в баре, и услышав  его исполнение «Степана Разина», произнес судьбоносное:  «Поезжай в Москву, я уверен –  ты поступишь».  Как трудно после подобных слов избавиться от мысли, что если  не рискнуть, то упустишь нечто  важное, и  потом не простишь себе никогда!

Не менее интересно и то, с чего начинался музыкант Игорь Карташев.  Он с детства наблюдал за занятиями матери, преподававшей в  консерватории. Хотя, может, музыкант в нем родился еще раньше, в момент, когда ребенком впервые ощутил ритм табуна, идущего галопом по нагретой августом казахской степи? Или когда наблюдал за несущимися в легких весенних сумерках электричками? Или он начался с оврага, заросшего цветущей черемухой? С тишины абрамцевской дачи? Доподлинно не известно. Но так или иначе, все эти образы потом вошли в его песни.

Самым сильным  качеством Игоря Карташева является способность остро чувствовать время, пропускать через себя его живой ток. Есть в  этом человеке редкое умение подключаться к пульсу толпы, вечно спешащей куда-то по Новому Арбату. Он, художник, может в равной степени восхищаться красотой цветка на незнакомом окне и талантом партнерши по сцене. Ему не чужды повседневные радости – чашка крепкого кофе, сигарета, разговор по душам с друзьями. А еще в нем ценно то, что состоявшийся во всех смыслах мастер Игорь  Карташев частенько сомневается в себе: большие артисты, они ведь все иногда  в себе сомневаются. 

Свои эмоции он аккумулирует и выплескивает в музыке. Как именно происходит процесс рождения песен, в какой момент приходит вдохновение, какой конфликт им сегодня  переживается – неизменная загадка и для случайных слушателей, и для многолетних почитателей его таланта.

Евгений Рубенович Симонов, у которого Игорь Карташев когда-то учился на курсе, и подумать не мог, что центральную роль бунтаря Франсуа Вийона в будущем спектакле только что созданного режиссером театра, сыграет не приземистый брутальный крепыш, каковым многие представляли Вийона, а высокий интеллектуальный красавец, тонко чувствующий музыку и ритм вийоновского стиха. Карташев сыграл роль Поэта столь основательно и изящно, достигнув такой высокой ноты, что мюзикл «Блудный сын» несколько десятилетий не сходил с афиш и шел при полных аншлагах. Зрители смотрели спектакль по нескольку раз, заново открывая в нем неожиданное для себя.

Позже в актерском арсенале Карташева появились и другие исторические персонажи, разные по характеру, силе, темпераменту:  вероломный фон дер Пален – зачинщик убийства Павла I; мятущийся  де Гиз в «Варфоломеевской жести»;  наделенный абсолютной властью надменный Креон в «Медее»; мудрый, стремящийся примирить враждующую знать Эдуард IV в «Ричарде III».

Особняком в этом полонезе исторических  постановок стоит невероятно смешная «Реинкарнация по-московски», где проявился в полной мере комедийный талант Игоря  Владимировича. В его «нового русского» Баскака вселяется дух Даниила Московского, щедро вкладывающего нажитые Баскаком деньги в богадельни. Чему несказанно удивляются подельники жулика- Баскака, ломающие голову над причиной этой неслыханной щедрости.

В Театре им. Рубена Симонова в Калошином переулке на протяжении  десятилетий Игорь Карташев исполнял центральные роли в спектаклях «Три возраста Казановы», «Валентин и Валентина», «На всю катушку», «Девушка пела в церковном хоре», «На дне». Сегодня на Симоновской сцене, ставшей частью Театра им. Вахтангова, артист играет, пожалуй, одну из самых сложных ролей русского репертуарного театра – лесковского «Очарованного странника». Он филигранно лепит образ Путника, скитающегося по закоулкам собственной души, стремящегося найти дверь, ведущую к сокровенному алтарю сердца. Это ли не цель? И как  такое вообще можно сыграть? Но Карташеву удается.

Ему вообще многое удается на сцене. Натура яркая, он обладает уникальным умением не только говорить, но и молчать так   выразительно, что сложная, выстраданная авторская мысль прямиком попадает из сердца артиста в сердце зрительское. Это какой-то высший пилотаж! Для такого нужно быть личностью, в которой ипостаси музыканта, художника, актера, философа сплавились в единое целое, откуда и фонтанирует азартным талантом гремучая творческая энергия.

А еще бархатный, вирированный баритон Карташева часто звучит на радиостанции «ВЕРА», официальным «голосом» которой артист является, что тоже само по себе говорит о многом.

…Ветер. Он ворвался в открытое ночное окно и разметал исписанные листки бумаги на рабочем столе. Это тексты будущих песен. В них можно разобрать строки Цветаевой и Пастернака, Набокова и Северянина, Бродского, Есенина и нашего современника Валентина Гафта. Песни складываются в концертные программы, с которыми  заслуженный артист России Игорь Карташев раз в месяц выступает на сцене вахтанговского Арт-Кафе. Билеты, кстати, раскупаются сразу. Композиции эти непременно стоит послушать, если вы по-настоящему любите хорошую поэзию и музыку. Приходите в театр, сделайте себе подарок, прекрасный вечер будет гарантирован.

Елена Булова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *