Большой Москворецкий мост после ремонта простоит сто лет

Большой Москворецкий мост

Сегодня Большой Москворецкий мост пользуется неизменной популярностью у москвичей и туристов, которые приезжают сюда, чтобы полюбоваться с его смотровых площадок на завораживающие виды Москвы, включая парк «Зарядье».

Большой Москворецкий мост

Большой Москворецкий мост через Москву-реку был построен в 1937 году по проекту архитекторов института «Гормостпроект» Алексея Щусева и Патвакана Сардаряна. Он соединил Васильевский Спуск и улицу Варварку (в те годы — улица Разина) с улицей Большая Ордынка. Большой Москворецкий мост выигрышно гармонирует с главной архитектурной доминантой центра Москвы — Кремлем.

Сколько изменений претерпел мост за годы существования? Подробности в нашем репортаже.

За долгие годы инженерное сооружение стало неотъемлемой частью Москвы, одной из ведущих составляющих исторического облика столицы. Большой Москворецкий мост, прослужив более 80 лет, в 2007 году обрёл статус объекта культурного наследия. Впервые с момента его постройки инженерное сооружение масштабно реконструировали в 2019 году.

С давних времен люди начали возводить эти древнейшие инженерные сооружения, именуемые мостами. Нехитрое изобретение в виде шатких бревенчатых, а позднее прочных и монолитных мостов, соединяло берега и облегчало жизнь горожанам, живущим по разные стороны рек и других водоемов.

Миниатюра летописного свода Деревянные мосты на Руси

О мостах в древности писали: «Они важнее, чем дома, они более святы, чем церкви, потому что сильнее объединяют… никогда не служат какой-то скрытой или злой цели».

Строительство моста на Руси
Строительство моста на Руси

В далеком в 1476 году Москву посетил итальянский дипломат Амброджо Кантарини. Его внимание во время визита привлекли городские мосты, они впечатлили гостя ничуть не меньше, чем архитектура других строений.

Приведем цитату, написанную итальянцем по возвращению из Москвы: «Город Московия расположен на небольшом холме; он весь деревянный, как замок, так и остальной город. Через него протекает река, называемая Моско. На одной стороне ее находится замок и часть города, на другой — остальная часть города. На реке много мостов, по которым переходят с одного берега на другой».

Любопытно, что на момент визита заморского путешественника, в Москве, согласно старинным летописям и картам конца XV-го века, был всего один мост — Москворецкий. Его еще называли — Живой, за ходившие ходуном от проезжавших повозок бревнам.

Первое упоминание в летописях о Москворецком мосте датировано 1483 годом, правда контекст сего упоминания довольно странный, даже трагический. В историческом документе говорится о судьбе итальянского врача, которому не удалось вылечить татарского царевича, за что лекаря приговорили к смертной казни: «Они же сведше его на реку на Москву под мост, зимой, да зарезаша его как овцу».

Москворецкий мост отмечен Сигизмундом Герберштейном на самой первой карте Москвы.

Первая карта Москвы
Первая карта Москвы

На смену «живому» мосту из бревен, в 1789 году соорудили мост на сваях. К началу XIX века его заменили трехарочным мостом на каменных опорах, однако арочные пролеты оставались деревянными. Простоял мост в таком виде до 1870 года, потом сгорел. Спустя два года арочные пролеты восстановили уже в металле.

В начале XX века старый Москворецкий мост был одним из транзитных путей в Замоскворечье. По мосту передвигалось много конного, а позднее автомобильного транспорта.

Москворецкая улица 1920-1930 гг
Москворецкая улица 1920-1930 гг.

Очередная переделка ждала Москворецкий мост в 1938 году, когда устаревшую конструкцию снесли. Новый мост соорудили на нынешнем месте. До реконструкции 1930-х он располагался немного правее, если смотреть на карту Москвы.

Современный Большой Москворецкий мост построен из железобетона по проекту архитектора Щусева и инженера Кириллова. Новое строение стало более просторным. В отличие от своего «живого» предшественника, отличалось внушительными размерами – 40 метров в ширину и 554 – в длину.

После возведения в 1938 году нового моста были снесены кварталы, отделявшие Москворецкую улицу от Васильевского спуска. Дома, расположенные с восточной стороны, тоже простояли недолго. В 1960-х, в процессе строительства гостиницы «Россия», снесли и эти здания.

Москворецкая улица, 1970 год
Москворецкая улица, 1970 год.

В итоге, на Москворецкой улице не осталось ни одного дома. И сейчас это просто проезжая часть. С одной стороны, располагается Большой Москворецкий мост, с другой – новый парк «Зарядье».

В 2019 году мост был капитально отремонтирован. Это первый масштабный ремонт.

Большой Москворецкий мост наши дни
Большой Москворецкий мост наши дни

Ухудшение состояния мостового сооружения началось еще в середине 1990-х годов в связи с изменением уровня грунтовых вод и направления подземных потоков. Учитывая, что капитальный ремонт моста не проводился с момента постройки, разрушения оказались значительными. В первую очередь они сказались на несущей способности подстилающих грунтов.

Специалисты тщательно осмотрели мост и выявили многочисленные дефекты, обнаружили разрушения элементов конструкции. Сооружение имело просадки, трещины, нарушение гидроизоляции и разрушение шарнирных замков. Конструкция утратила былую грузоподъемность.

В ходе ремонта Большого Москворецкого моста была восстановлена оригинальная гранитная облицовка. Сохранившийся гранит очистили от грязи, а гранитные плиты, не подлежащие реставрации, заменили на новые. Для повышения технического потенциала прилегающей инфраструктуры, на мосту заменены и проложены заново тепло- и электросети.

Гранитная облицовка моста после реконструкции
Гранитная облицовка моста после реконструкции
Отремонтированные ступени лестницы на Большом москворецком мосту
Отремонтированные ступени лестницы на Большом Москворецком мосту.
Арочный проход под мостом
Арочный проход под мостом

Бо́льшая часть конструктива самого моста была демонтирована и заменена, за счёт чего увеличилась устойчивость, прочность, долговечность, эксплуатационная надёжность сооружения. Сделана новая гидроизоляция, уложено асфальтобетонное покрытие.

Несмотря на масштабность реконструкции, следовало частично сохранить пропускную способность моста – по две полосы движения в каждом направлении. Поэтому его ремонтировали частями, оставляя одну доступной для пешеходного и транспортного движения.

Большой Москворецкий мост

Общий фронт работ было решено также разделить на два этапа. Первостепенно строители усилили грунт под фундаментами основных опор. Для этого потребовалось около 4,6 тысячи кубических метров цементного раствора, который вводился методом инъектирования 400 скважин. Следом были разобраны железобетонные конструкции пролета моста, а затем уложено асфальтобетонное покрытие. Рабочие провели гидроизоляцию проезжей части, подходов и тротуаров на площади около 5,8 тысячи квадратных метров и переустроили тепловую сеть.

Большой Москворецкий мост

На Большом Москворецком мосту в ходе ремонта смонтированы 196 балок металлического пролета, общим весом около двух тысяч тонн. Забетонировано 2090 кубических метров мостового полотна, отремонтировано 11,7 тысячи квадратных метров поверхности моста, проведено устройство деформационных швов проезжей части и монтаж 9,9 тысячи кубических метров гранитной облицовки.

Работы велись специалистами Комплекс городского хозяйства круглосуточно, под контролем представителей Департамента культурного наследия.

После ремонта достопримечательность столицы – Большой Москворецкий мост простоит еще 100 лет.

Справочно:

Большой Москворецкий мост состоит из русловой и двух береговых арочных конструкций, а также из двух эстакадных участков — на правом и левом берегах Москвы-реки. Общая длина монолитно-железобетонного сооружения составляет 490 метров, ширина в осях перил — 40 метров. Проезжая часть занимает 31 метр, два тротуара по краям — по 4,5 метра. Высота над уровнем реки — 14 метров.

За последние девять лет в столице было отремонтировано около 70 мостов. Всего же в городе примерно 2100 различных мостовых инженерных сооружений, которые проходят через реки.

Эксплуатация Большого Москворецкого моста входит в зону ответственности одной из крупнейших в России специализированных организаций по эксплуатации искусственных сооружений — ГБУ «Гормост».

В 2019 году завершился капитальный ремонт таких знаковых для города объектов, как Шелепихинский, Большой и Малый Москворецкие, Верхний и Нижний Борисовские мосты, Овчинниковская, Кадашевская и Даниловская набережные, причал Коломенское, Липецкий, Мосфильмовский, Бутырский, Беломорский, Серпуховский и Подольский путепроводы.

В 2020–2023 годах планируется провести капитальный и текущий ремонт еще 192 городских объектов. На 2020 год намечен ремонт 32 мостовых объектов общей площадью 65 тыс. кв. м, в том числе Большого Каменного моста.

Юлия Смагринская.

Фото автора и из открытых источников.

 

 

 

Читайте также:

Парящий мост в Зарядье очистили от снега

Волшебство вечерней подсветки

4 thoughts on “Большой Москворецкий мост после ремонта простоит сто лет”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *