fbpx

Набережная Северного речного вокзала превратится в уникальное городское пространство

Набережная Северного речного вокзала превратится в уникальное городское пространство

Северный Речной вокзал

Комфортный отдых для семей с детьми станет доступен в районе Северного речного вокзала, где после реконструкции откроется три бассейна, оснащенных системой подогрева и навесами от солнца. Воспользоваться двумя взрослыми и одним детским бассейном смогут одновременно 200 человек.

Для удобства посетителей будут построены павильоны с душевыми кабинами и раздевалками, санузлами и зоной выдачи полотенец. Оставить вещи на время купания предложат в сейфовых ячейках. Кроме того, здесь появятся кафе. Помимо плавания в бассейне, всем желающим будет доступна аренда прогулочных катеров.

После благоустройства набережной Северного речного вокзала на ее территории установят игровые комплексы для детей и спортивно-игровую площадку со скалодромом. Велосипедистов обрадует новая велодорожка протяженностью 1.2 км.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, после реставрации и благоустройства Северный речной вокзал превратится в одно из лучших мест отдыха столицы.

«Около года назад мы начали реставрацию Северного речного вокзала. Сегодня работы находятся в самом разгаре. А еще через год этот прекрасный памятник архитектуры 30-х годов вновь предстанет во всей своей красе. Вместе с вокзалом мы проведем благоустройство парка и набережной, создав одно из лучших мест отдыха в Москве», – отметил градоначальник.

Здание Северного речного вокзала было построено по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского в 1932-1937 гг. на берегу Химкинского водохранилища, и расположилось по адресу Ленинградское шоссе, вл.51. Оно возводилось одновременно со строительством канала имени Москвы. Постройка заняла положенное ей место незадолго до заполнения Химкинского водохранилища.

Со временем зданию был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. Многие кинорежиссеры вдохновлялись образцом архитектурного направления «сталинский ампир», используя его в своих картинах.

По задумке архитекторов в архитектурно-художественного оформлении вокзала должна была угадываться отсылка к образу Москвы как «порта пяти морей». Ведь после открытия Канала имени Москвы, начиная с 1930-х гг. речные суда, уходившие в плавание от Северного речного вокзала, могли достигнуть пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.

Даже силуэт здания похож на огромный двухпалубный корабль, где центральная часть с главным входом и башней являет собой тело корабля с каютами. Носом и кормой стали открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон. Вереница колонн,  будто огороженная палуба. Несложно обнаружить и мачту с парусом, ее олицетворяет шпиль со звездой на башне. Во всей композиции прослеживается строгая симметрия.

Здание вокзала трехэтажное, его общая площадь составляет 5,3 тыс. кв.м, протяженность вдоль берега – 150 метров, а высота шпиля в поднятом положении – 75 метров.

Величественная парадная лестница ведет к причалу. За многочисленными галереями сложно разглядеть сами стены здания. Постройка кажется легкой и прозрачной за счет арок, облегченных колонн, повторения пилонов, столбов.

Общее количество столбов на втором этаже – 150, колонн и столбов на 3-м этаже – 88. Оси оформлены как арки галерей. Башню вокзала завершает 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. С начала сезона навигации он выдвигается из башни, а по его окончании убирается внутрь.

Для декорирования интерьеров вокзала использовалась живопись. Забота о внешнем убранстве была продиктована замыслом создателей, согласно которому Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. Для их культурного-гастрономического досуга здесь работал первоклассный ресторан. Отведав кушаний, посетители могли прогуляться вокруг здания по обширному парку, украшенному фонтанами и скульптурой.

Северный речной вокзал пережил пик своей популярности в 1960 году, когда пассажиропоток составлял 1,55 млн. человек. В среднем причал может принимать до 24 судов в сутки. В 90-х грянули перемены, повлекшие за собой стремительное сокращение числа перевозок, что послужило причиной упадка вокзала.

Некогда красивейшее здание превратилось в торговый павильон с многочисленными ларьками, при этом помещения, непригодные для торговли, использовались в качестве камер хранения. От небрежного отношения и времени, здание начало крениться, а нахождение в нем представлять угрозу для жизни и здоровья. По причине аварийного состояния строения в 2009 году вокзал закрыли. Лишь после передачи Северного речного вокзала в собственность Москвы в 2017 году, здесь начались реставрационные работы.

Разработали проект, предусматривающий возрождение исторической функции вокзала, как транспортного объекта и места для круглогодичного отдыха москвичей. Для этого было необходимо проведение реконструкции набережной, причалов и площади у основного здания, а также прилегающей парковой территории.

Комплексная реставрация Северного речного вокзала подарит столице уникальное городское пространство с парком и прогулочными набережными.

Задача – воссоздать исторический облик и планировку вокзала с максимальным сохранением оригинальности памятника. Реставраторы воссоздают утраченные декоративные элементы, реставрируют выстилки полов с воссозданием полов открытых галерей и кровли. Реставрируется лепной декор, фриза с надписью и позолота.

Приводятся в порядок и осветительные приборы: фонари-ландыши на вентшахтах, расположенных на кровле, торшеры на площадках центральной лестницы, круглые светильники на галереях.

Вновь площадка главного входа будет выстлана гранитными плитами, а скульптурная композиция шпиля – отреставрирована. Рабочие испытывали определенные трудности в связи с нестабильностью оснований и фундаментов вокзала. Их пришлось усилить инъекционным методом.

Комплекс реставрационных мероприятий ожидает интерьер вокзала, где предполагается полностью восстановить каменные мозаичные и паркетные полы,  привести в порядок лестницы с металлическими художественными ограждениями, отреставрировать лепные декоративные элементы оселкового мрамора,  покрасить стены, облагородить мозаичные полы, вернуть былые краски живописи на потолках.

Первоначальную красоту вернут особо ценными интерьерам вокзала – главному вестибюлю, залу ожидания, ресторану и кабинету специального назначения.

Мастера отреставрируют башенные часы XVIII-XIX веков, панно с изображениями девяти шлюзов Канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик. Перед реставраторами поставлена еще одна непростая задача по восстановлению медальонов у главного входа. До наших дней эти фарфоровые элементы сохранились лишь на 50 процентов, но специалисты утверждают, что успешно справятся. Отправились на реставрацию уникальные элементы – звезда и люстры.

Так, звезда, на протяжении 80 лет венчавшая шпиль здания, демонтирована. Изготовили звезду на заводе им. Молотова в 1935 году. Звезда была сделана из каркаса нержавеющей стали с соединением точечной сваркой и облицована гальванически позолоченным медным листом.

В центре Звезды крепились Серп и Молот, выполненные из посеребренных гальваническим способом листов меди на клепочном соединении. Серп и Молот украшали уральские самоцветы – аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый самоцвет был закреплен в отдельный каст, покрытый золотом. От времени яркость Звезды померкла, слои золота деформировались и частично растерялись. Безвозвратно утеряна и часть самоцветов. Мастера сделают все возможное, чтобы к 2020 году восстановить утраты по историческим фотографиям и чертежам.

Что же касается люстр 1937 года, сохранившихся в интерьерах вокзала, то на момент начала ремонта их состояние было неудовлетворительным. Люстры и бра, покрытые позолотой – более 500 осветительных приборов, за 80 лет эксплуатации деформировались. Появились трещины и сколы на стеклянных плафонах, частично потерялись крепежи, проржавели внутренние каркасы, нуждалась в замене электропроводка .

С люстр и бра – счистят грязь, исправят деформированные металлические детали, устранят трещины и укрепят конструкции. Будут воссозданы утраченные элементы, а разбитые плафоны заменены новыми из стекла, которое было специально заказано на стекольном заводе в Пензе.

Безопасную эксплуатацию осветительных приборов гарантирует установка новой электропроводки и патронов, что обеспечит также экономию электрической энергии.

Единый стиль планируется избрать при благоустройстве набережной и площади у здания Северного речного вокзала. Предпочтение отдадут натуральным материалам и цветовой гамме, сочетающей белые, серые и бежевые оттенки.

Кровли уличных павильонов и кафе украсят элементами корабельных мачт. Летом у посетителей будет свободный доступ к воде. Насладиться красивыми пейзажами гости смогут, сидя на деревянных настилах у водоемов или на необычных сидениях в виде гальки под навесами из закаленного стекла.

Уменьшенная копия Канала им. Москвы – ручей со шлюзами и подсветкой по всей длине появится на набережной напротив здания Северного речного вокзала. При желании каждый сможет открыть или закрыть шлюзы, изучить структуру канала.

С ветерком прокатиться вдоль всей набережной на двухколесном коне позволит оборудованная здесь велодорожка длиной 1,2 км. А отдохнуть от длительной прогулки можно будет на скамейках.

Предусмотрены пешеходный и транспортный маршруты через площадь у здания вокзала. Сюда смогут подъехать автомобили такси, каршеринга и частный легковой транспорт, чтобы высадить пассажиров. Припарковать свой транспорт водители смогут в двух парковочных карманах вдоль Ленинградского шоссе и на территории, прилегающей к парку Северного речного вокзала (порядка 210 м/м).

Северный речной вокзал станет связующим звеном Москвы с Подмосковьем и другими регионами России. Отсюда запланированы регулярные речные пассажирские перевозки, будут развиваться и туристические маршруты.

Обновленное здание станет круглый год доступно для посетителей, в том  числе для комфортного доступа маломобильных граждан. В вокзале расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами.

Архитектурно-художественная подсветка фасадов украсит историческое здание. После завершения комплексного благоустройства обоих парков в районе Северного речного вокзала у москвичей и гостей столицы появится новое качественное общественное пространство – единая зеленая территория площадью порядка 80 га.

Все намеченные работы по приведению набережной в порядок планируют закончить в 2020 году.

Юлия Смагринская.

Фото Елены Смойкиной.

 

 

Читайте также:

Ленинка преобразилась после ремонта

Петр Бирюков: — Мы ставим себе цель быть «умным», «устойчивым» и «экологичным» городом

4 thoughts on “Набережная Северного речного вокзала превратится в уникальное городское пространство”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *