Водосточные коллекторы в подземном пространстве столицы обследуют роботы
Как работает эта уникальная робототехника корреспонденту «Мой Дом Москва» показали сотрудники ГУП «Мосводосток».
С выездной мобильной бригадой одного из отделов телеинспекции трубопроводов ГУП «Мосводосток» корреспондент встретился на улице Винницкая.

— В экипаж мобильной группы для мониторинга состояния трубопровов входит три человека, — рассказывает ведущий инженер отдела телеинспекции трубопроводов ГУП «Мосводосток» Константин Маркелов. — Дело в том, что вместе с весенними паводками водами в дождевые сливы с городских улиц мог попасть различный мусор и образовать «пробки». Наша задача — осмотреть трубопроводы на предмет их нормального состояния для пропуска воды после весеннего паводка. Выявить обнаруженные «пробки» или другие дефекты и по мере надобности принять меры для их устранения.
Понятно, что мониторинг труб диаметром до 4 метров могут обследовать люди.А вот водосточные трубы малого диаметра — от 30 см до 1,8 метра и другие труднодоступные участки исследуются с помощью специальной техники.
И здесь наш маленький, но очень шустрый робот «Р-200 м» настоящая палочка-выручалочка.
Управляется он дистанционно «пилотом» из салона автомобиля. Робот оснащен водонепроницаемой светочувствительной камерой с большим фокусным и широкоугольным разрешением. Для лучшей видимости в полной темноте, он оснащен четырьмя мощными светодиодными фонарями.
Все что видит робот, передвигаясь в трубе, передается на операторский монитор, который расположен в салоне передвижной лаборатории Мосводостока.
Когда робот обнаруживает в исследуемом коллекторе какие-то дефекты, оператор заносит их точные координаты в компьютер. Теперь другим службам остается устранить неполадки именно на этом ограниченном участке трубопровода, а не перекапывать всю улицу, как это было раньше.
Рассказав, как работает «Р-200 м», Константин Маркелов и его команда приступают к исследованию подземного трубопровода на улице Винницкая, недалеко от дома №14.
Слесарь аварийно-восстановительных работ (АВР) Игнатий Зимин открывает люк коллектора. Огораживает место предстоящих работ специальными предупреждающими дорожными знаками.

Водитель Андрей Фоменков сдает к открытому люку и паркует автомобиль.
Старший экипажа Константин Маркелов занимает пилотское место за пультом управления в салоне автомобиля. После проверки работоспособности на поверхности, Андрей Фоменков опускает робота на специальной лебедке в трубопровод.

На экране монитора появляется четкая картинка, того что скрыто от нас под дорожным полотном на глубине нескольких метров.
«Р-200 м», управляемый Константином, медленно ползет вперед. Все чисто. Никаких мусорных заторов и посторонних предметов, которые могли бы мешать нормальному проходу ливневых стоков не обнаружено.

— Как далеко может продвинуться, по трубопроводу ваш «маленький помощник»? – задаю вопрос Константину, который в это время крутит «головой» робота вправо и влево, обследуя каждый сантиметр трубы.

— На 300 метров. То есть на всю длину кабеля, по которому управляется робот. После того, как обследуем этот участок, переедем еще на триста метров вперед и начнем мониторить дальше, пока не пройдем всю улицу.
— Робот для исследования труб малого диаметра хорош тем, что теперь мы можем не только оперативно устранять выявленные неполадки в подземных коммуникациях города, которые, чисто физически не могут обследовать сотрудники нашей службы, но и на ранней стадии обнаруживать возможно назревающие аварийные ситуации и своевременно предупреждать их, — сказал на прощание корреспонденту «Мой Дом Москва» Константин Маркелов.
Андрей ФЕДОРОВ.
Фото и видео автора.
Читайте также:
Коммунальные службы провели очистку дренажных систем коллекторов
Коллектор «Новоспасский» проверен и готов к паводкам