fbpx

Москва, где на высоком уровне освещаются все улицы, дворы, парки и скверы, где имеется концепция архитектурно-художественной подсветки зданий, в 2018 году вошла в пятерку самых ярких городов планеты. Каковы же основные принципы работы с освещением в городе?

Последние несколько лет Комплекс городского хозяйства Москвы создает в столице единую светоцветовую городскую среду по специальной программе. За это время уже сформировался уникальный образ ночного мегаполиса. Подсветка буквально каждого объекта, особенно если речь идет об архитектурных памятниках или знаковых современных сооружениях, продумана до мелочей – и все в рамках единой концепции.

По программе комплексного благоустройства города в центре Москвы начали устанавливать светильники, выполненные в классическом стиле: они имитируют фонари конца XIX – начала XX века.

Кстати, первые электрические фонари в Москве появились в 1880 году, тогда их делали по тому же принципу, что керосиновые или масляные, рассказал “Дом, в котором я живу”, историк архитектуры Денис Ромодин.

– Стеклянные “короба”, в которых зажигался огонь, а затем горело электричество, стояли на красивых чугунных опорах, – пояснил он. –  Со временем опоры стали делать гораздо выше – чтобы до электрических ламп не могли добраться воры и вандалы. Теперь в местах, где много пешеходов, город возвращается к эстетике прошлого, – рассказал москвовед.

В парках и скверах, которые предназначены для прогулок, тоже устанавливаются именно декоративные фонари – креативные или в историческом стиле, – об этом нам поведали в ГУП “Моссвет”.

При этом основная функция парковых фонарей – не только создание красоты, но и обеспечение безопасности граждан – освещение прогулочных дорожек в темное время суток.

И в парках, и на улицах зачастую используются разные уровни освещения: высокие фонари – для автомагистралей, более низкие – для пешеходных тротуаров и дорожек, совсем низкие, декоративные – для красоты и дополнительного освещения. Традиционно низкие светильники создают визуальный комфорт.

С 1910 годов, когда стало активно развиваться электрическое освещение, появилась новая, “ночная” Москва. Постепенно стали подсвечиваться не только улицы, но дома и другие сооружения, так сформировалось отдельное архитектурное направление – художественная подсветка зданий.

Сегодня в Москве подсвечиваются все исторические и важные с градостроительной точки зрения здания, причем исключительно в художественных целях: для освещения улиц применяются фонари.

Существует два способа архитектурно-художественной подсветки сооружений. Первый – заливающее освещение, когда на здание направлены прожекторы с расстояния. Такой способ обеспечивает полное и равномерное освещение объекта, благодаря чему он выглядит точно так, как днем. Этот метод применяется для исторических памятников и правительственных зданий, чтобы в любое время суток сохранялся их привычный узнаваемый облик.

Второй способ – более распространенное локальное освещение, при котором светильники устанавливаются непосредственно на фасады зданий, и светом подчеркиваются архитектурные особенности сооружений, особо важные элементы.

После 23:00 архитектурно-художественная подсветка жилых домов выключается, чтобы она не мешала людям спать. Это правило касается всех жилых домов, даже если они расположены на первой линии центральной столичной улицы. Но подсвечиваются не все здания: освещаются лишь особо значимые объекты.

При подсветке мостов тоже используются принципы художественного освещения: подчеркиваются их архитектурные особенности, выделяются самые важные детали. Интересный факт, архитекторы выбрали для мостов через Москву-реку и Яузу концепцию “ассоциативного подобия природным камням и самоцветам”. А поскольку мосты отражаются в воде, создается дополнительный образ – образ драгоценного камня под водой.

А вот для подсветки фонтанов применяются влагозащитные светильники, которые могут менять цвет в соответствии со специальной программой. Обычно освещение фонтанов управляется по определенному сценарию. Лучше всего за этим можно наблюдать в парках города.

Артем Высоцкий, фото из открытых источников.