Как восстанавливали Москву после Великой Отечественной войны • НОВОСТИ • Мой дом Москва

Сегодня, 22 июня, ровно 77 лет назад, началась Великая Отечественная война – самая кровопролитная в истории человечества, которая, как известно, закончилась триумфальной победой страны Советов. Эта победа далась неимоверно высокой ценой, война унесла миллионы человеческих жизней.

Послевоенные годы стали временем мирного созидания. Значительный ущерб был нанесен народному хозяйству Москвы. В городе были частично или полностью разрушены 1682 здания, более 400 – повреждены. Резко сократился подвижной состав городского транспорта. Уменьшилось число предприятий торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания. Общий размер ущерба, причиненного Москве в годы войны, составил 4 млрд. руб. (в старом масштабе цен).

По темпам строительства столица была отброшена назад на 10—15 лет. В 1946 г. был принят пятилетний план восстановления и дальнейшего развития городского хозяйства Москвы на 1946—1950 гг. Центральное место отводилось новому жилищному строительству, а также восстановлению и благоустройству старого жилого фонда.

Планом намечалось большое строительство школ, медицинских учреждений, предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, восстановление и дальнейшее развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов. На восстановление и развитие городского хозяйства Москвы за пять лет предусматривалось израсходовать 8900 млн. руб.

Прежде всего, требовалось восстановить отопительное хозяйство, городской транспорт, сеть медицинских учреждений и некоторые другие жизненно важные отрасли городского хозяйства. К концу войны почти 90% всех систем центрального отопления, 48% систем водопровода и канализации, 60% электрооборудования и 54% газового оборудования нуждались в срочном ремонте. Пришла в ветхое состояние кровля, значительно обветшали фасады зданий.

Осуществление всех этих поистине огромных работ потребовало создания в Москве новой мощной ремонтной базы. Уже в 1945 г. при всех райисполкомах столицы работали ремонтно-строительные тресты, а при районных жилищных управлениях – ремонтно-строительные конторы. Во всех трестах и конторах создавались подсобные предприятия и мастерские, причем объем ремонтных работ возрастал из года в год. В первые три года после войны были восстановлены и отремонтированы все системы центрального отопления, водопровода и канализации, а 638 домов переведены с печного отопления на центральное.

Работы по реконструкции городских магистралей начались с Волоколамского шоссе, от его развилки с Ленинградским шоссе до моста Калининской железной дороги за каналом им. Москвы. Строители расширили на протяжении 4,5 км проезжую часть шоссе, построили два новых моста над путями Окружной и Калининской железных дорог. Вдоль шоссе пролегла новая трамвайная линия от Щукина до Тушина, связавшая этот промышленный пригород с Москвой. На Ленинградском шоссе был проложен правый проезд — от путепровода Белорусского вокзала до станции метро «Сокол», левый — от Беговой улицы до развилки Ленинградского с Волоколамским шоссе. Под Ленинградским шоссе, у станции метро «Сокол», был построен пешеходный переход. Проводились работы по реконструкции площади Белорусского вокзала. Построенный под Белорусским путепроводом тоннель позволил значительно улучшить городское движение в одном из сложнейших транспортных узлов столицы.

Началась реконструкция выездных шоссе. Были обновлены Рязанское, Варшавское, Хорошевское, Можайское (Кутузовский проспект), Ярославское (Проспект Мира), Калужское (Ленинский проспект), Ленинградское (Ленинградский проспект), Остаповское (Волгоградский проспект), Рублевское шоссе и шоссе Энтузиастов.

Реконструкция выездных магистралей столицы представляла собой большой комплекс работ, включающий строительство новых и реконструкцию старых путепроводов, перекладку сетей подземных коммуникаций, прокладку водостоков, перепланировку шоссе и устройство новых асфальтобетонных покрытий шириной от 18 до 36 м, озеленение, устройство наружного освещения и многие другие работы.

За первое послевоенное пятилетие в Москве было построено и реконструировано 3074 тыс. кв. м усовершенствованных дорог. За это же время строители проложили более 70 км новых водостоков ливневой канализации.

Серьезное значение для благоустройства города имели работы по реконструкции трамвайных путей. В течение 1946—1950 гг. было реконструировано более 100 км линий с заменой старых рельсов на рельсы железнодорожного типа и укладкой их на бетонное и щебеночно-такелажное основание.

В годы первой послевоенной пятилетки в Москве было положено начало сплошной газификации жилых домов, а также культурно-бытовых и коммунальных предприятий. Для выполнения этих работ была создана специальная строительная организация — Мосгазстрой. Начиная с июля 1946 г., столица ежемесячно стала получать около 40 млн. куб. м саратовского газа. Ресурсы газа в городе сразу увеличились в 6 раз. Это позволило газифицировать за первые пять послевоенных лет 211 тыс. квартир. К 1950 г. 75% населения Москвы пользовалось газом.

Успешно продолжало развиваться в послевоенные годы водопроводно-канализационное хозяйство Москвы. Увеличилась мощность Восточной и Черепковской водопроводных станций. Только в районах новой застройки было проложено 100 км водопроводных магистралей и сетей. В годы четвертой пятилетки закончилось строительство Люблинской станции биологической очистки сточных вод и началось строительство Курьяновской станции аэрации.

Москва с каждым днем становилась благоустроеннее и чище. К концу 1950 г. на уборке улиц и площадей было занято 1656 специальных машин — в 2 раза больше, чем в 1940 г. На московских заводах были изготовлены новые типы уборочных машин для города: роторные снегоочистители, автоснегопогрузчики, механические пескоразбрасыватели, мусоровозы и др. Это позволило заменить труд многих тысяч рабочих и повысить уровень механизации уборки улиц в зимнее время с 32 до 88%, а поливки улиц летом — с 63 до 100%. За успешное создание новых уборочных механизмов, их производство и массовое использование на уборке города группа ведущих московских конструкторов, инженеров и рабочих Управления благоустройства была удостоена Государственной премии.

В годы послевоенной пятилетки в столице успешно продолжалось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой линии. За пять лет в 2 раза увеличился подвижной состав метрополитена. Значительно возросла частота движения поездов. Вместо четырехвагонных составов на линии стали курсировать поезда из шести вагонов.

В послевоенные годы начались работы по озеленению Москвы. Весной 1945 г. коллектив рабочих и служащих завода «Нефтегаз» обратился к трудящимся Москвы с призывом широко развернуть работы по благоустройству и озеленению территории родного города. Призыв нашел большой отклик среди москвичей. 700 тыс. человек вышли украшать свой город. Только в течение года в столице было посажено 260 тыс. деревьев и 1130 тыс. кустарников, создано 66 новых скверов, на площади 220 га разбиты газоны.

В 1945 г. Началась реконструкция Тверского и Страстного бульваров, в 1946 г.— Гоголевского, Никитского, Нарышкинского (Петровского), Рождественского, Сретенского, Чистопрудного, Яузского бульваров. В течение 1945—1947 гг. на бульварах было посажено 4 тыс. деревьев и свыше 130 тыс. кустарников.

В эти же годы Моссоветом были приняты меры по планомерному озеленению центра и важнейших магистралей города.

Большие работы по благоустройству и озеленению проводились в городских парках культуры и отдыха — Центральном им. М. Горького, Измайловском, Сокольническом, им. Ф. Э. Дзержинского, Петровском, в пригородных парках — Кузьминском, Кусковском, Хорошевском — Серебряном бору, а также в парках Ленино-Дачное, Покровско-Стрешнево, Фили—Кунцево. Расширилась производственная база озеленительных работ. В 1951 г. площадь питомников по сравнению с 1940 г. увеличилась в 2,5 раза, оранжерей — на 51 %, парников — на 76%.

В эти годы была построена первая очередь Измайловского цветочного комбината, организована школа длительного выращивания деревьев и кустарников на землях Битцевского лесопарка, значительно расширен принадлежащий городу Черноморский комбинат субтропических и луковичных растений.

К 1949 г. основные отрасли городского хозяйства в своем развитии достигли довоенного уровня, а в 1950 г. значительно превзошли его. Жилой фонд города в 1950 г. по сравнению с 1940 г. вырос на 14%, потребление тепла теплоэлектроцентралей жилищно-коммунальным хозяйством увеличилось в 4 раза, газа – в 3,6 раза, мощность водопровода возросла на 45%, очистных сооружений канализации — на 31 %; протяжение линий метро увеличилось на 86 %, троллейбуса – на 35, маршрутов автобусов — на 62, площадь асфальтированных проездов города — на 43%.

Сегодня Москва снова находится на пике благоустройства. Она, конечно, не перенесла таких потрясений, как в послевоенный период, но город так устроен, что требует постоянного обновления. Масштабы благоустройства столицы шагнули далеко за пределы центра: в уютных двориках на детских площадках и спортивных зонах приятно отдохнуть и размяться как и в центральной ее части, так и на окраинах, а работу ландшафтных дизайнеров в парковых зонах высоко оценили москвичи и гости столицы. А передовые технологии, применяемые в ЖКХ, создают не только комфортную, но и безопасную среду для жителей мегаполиса.

Нина ДОНСКИХ.

Фото из открытых источников.