От точечной застройки – к комплексному освоению больших территорий, от реализации проектов преимущественно в центре города – к развитию промзон и созданию современной инфраструктуры в новой Москве, от сноса исторических памятников – к их реставрации и приспособлению под новые нужды, от засилья офисов и торговых центров – к приоритетному развитию транспортной сети и строительству объектов соцкультбыта. Проектов много, и жилищно-коммунальный комплекс столицы осваивает их и поддерживает на должном уровне в своем секторе. Примеров тому – множество – и один из них – новое дыхание старейшего в городе предприятия. Совершим экскурсию на завод Арма.

Так рождалась Арма

В Москве впервые заговорили о производстве газа в 1861 году. Немецкие предприниматели Сименс и Гальске обратились к московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве газового освещения. Как и в наше время, в городе проводились тендеры, и 11 ноября 1864 года Александр II утвердил выигранный контракт на газовое освещение Москвы, а 29 января 1865 года

Распорядительная дума Москвы заключила контракт на освещение Москвы текучим газом.

С 24 июля 1865 года, как и предписывалось контрактом, началось строительство Московского газового завода за Курской железной дорогой.

Газгольдеры от Бернгарда

Проектированием московских газгольдеров руководил знаменитый архитектор того времени, автор многочисленных зданий в Санкт-Петербурге и в Москве Рудольф Бернгард. Проект двух двухэтажных корпусов для проживания рабочих разработал ученый Федор Дмитриев.

Все оборудование для завода и трубы для прокладки газовых трасс, включая газовые фонари, горелки, регуляторы, счетчики и многое другое, завозилось из-за границы (предприниматели имели монопольное право на беспошлинный ввоз оборудования и материалов). Даже каменный уголь для производства газа доставлялся из Англии на пароходах до Петербурга, а затем по железной дороге в Москву.

Самый большой в мире

К 1868 году на территории завода располагались кирпичные газгольдеры, имевшие в диаметре 40 метров и высоту 20 метров. На территории располагались два корпуса для рабочих и здание счетчиков газа.

Четыре газгольдера Московского газового завода позволяли обеспечить нормальное давление газа у потребителей. Они накапливали газ в часы минимального потребления с тем, чтобы оптимально использовать его во время максимальных нагрузок. В Москве на 1 января 1868 года числилось 3083 газовых фонаря, и Московский газовый завод был полностью принят комиссией в эксплуатацию. Английское общество с 1 января 1868 года заводит книгу № 1 газовых фонарей Москвы и каждому фонарю присваивает свой номер. Московский газовый завод по заключению экспертов был признан самым большим в мире.

В 1905 году на баланс Москвы было принято 215 верст газовых сетей и 8735 газовых фонарей, которые освещали одну треть города (остальная часть освещалась керосиновыми фонарями). По инвентаризации переходящее городу имущество оценивалось в 5 миллионов рублей, но в действительности его стоимость из-за большой изношенности была в два раза меньше. Необходимость увеличения производства газа вызвала реконструкцию завода.

В стиле лофт

В наше время после перестройки предприятие переименовали в ПФ Арма, главной специализацией которого был выпуск газозапорной арматуры, регуляторов давления, клапанов и фильтров. А в 2002 году производство было остановлено и площади бывшего завода сдали в аренду. Коллектив предприятия переехал и стал работать под новым названием Газсервис.

Сегодня администрация АО «Мосгаз», осуществляющего в Москве весь комплекс по эксплуатации газового хозяйства, расположено недалеко от завода «Арма», а само предприятие превратилось в образцовый кластер, в котором сосредоточены наука, менеджмент, малые предприятия и многое другое.

Здесь можно совершить романтические прогулки, посидеть на лавочке и полюбоваться на старинные газгольдеры, построенные, как выяснилось, на века. Они ничуть не изменились за несколько веков своей жизни и сегодня продолжают радовать своей величественностью и необычным архитектурным замыслом. Это место стало центром творческого притяжения многих любителей старины.

Сегодня заметным явлением в жизни Москвы стало освоение заброшенных индустриальных объектов и преобразование нежилых предприятий в творческие кластеры. Такая практика давно существует на Западе. Она успешно прижилась и в Москве, а теперь постепенно проникает даже в небольшие города по всей России.

Подготовила Нина ДОНСКИХ, фото автора.