Дом-башню в 25 этажей на улице Енисейская в СВАО построили 25 лет назад. По тем временам это был писк домостроительной моды: необычный бежевый цвет фасада, просторные лоджии, широкие холлы, огромный подъезд, и, конечно, лифты! Целых три – два грузовых и один грузопассажирский! С них то и начался в этом году капитальный ремонт здания.

– У нас лифты ломаются каждый божий день, по два раза. Со вчерашнего вечера дана заявка на ремонт грузового лифта, ждем мастеров, – пожаловалась корреспонденту Дом, в котором я живу консьерж Сусанна Юрьевна. – С лифтами у нас беда. Поэтому, когда появилась возможность их заменить – жильцы и прыгали и скакали от радости, собирали все документы. Нас обслуживал очень хороший мастер, проработал здесь 12 лет, но ушел на пенсию. Он как-то еще справлялся со старыми подъемниками, знал все проблемы, как свои пять пальцев. Теперь же приходят самые разные специалисты. Им надо время, чтобы разобраться, в чем причина поломки. Вот и тянутся ремонты по нескольку дней, – продолжила делиться наболевшим опытная консьерж.

– Действительно, нагрузка на лифты большая – в доме 25 этажей, а техника, как за ней не следи, имеет свой ресурс, – подключается к разговору представитель Фонда капитального ремонта Москвы Кирилл Трещалин. – Предельный срок эксплуатации – 25 лет. В Москве теперь лифты, отработавшие 25 лет, меняют сразу. Такие механизмы устарели еще и морально. Техника за эти годы поменялась – электронная умная начинка появилась, системы разные для безопасности, к примеру, новые кабины изготовлены из негорючих материалов. Они защищены от вандалов. А так даже производитель тот же – отечественный, проверенный, чья продукция не уступает зарубежным аналогам, – рассказал Кирилл Трещалин.

Вообще в Москве к проблеме замены лифтового оборудования относятся трепетно. Только в СВАО в 2017 году заменили 307 лифтов.

Масштабную программу по обновлению лифтового хозяйства начали 7 лет назад. Тогда в городе работало около 16 тысяч устаревших подъемников. А в 2017 году в план дополнительно были включены работы по замене 3988 лифтов (в 824 домах), которые находились в эксплуатации более 25 лет.

Таким образом, за прошлый год по программе капремонта было заменено более 5000 лифтов, что является самым высоким показателем за последние годы.

С 2018 года город перешел к плановой замене лифтов до истечения срока их эксплуатации – заменить планируется более 2,6 тысяч столичных подъемников.

Но от цифр вернемся в подъезд жилого дома №2 корпус 2, что на Енисейской улице. Здесь полным ходом идет монтаж нового лифта. В шахте двое специалистов – монтажники Анатолий Шубин и Николай Ходырев. Только что мастера демонтировали старый лифт – запчасти аккуратно сложили около выхода. На наших глазах подготовили все для установки пола.

– А сколько всего лифтов пришлось установить вашей бригаде, скажем, за последний год? – спрашиваю монтажников.

– Это сложный вопрос, – улыбается Николай. – Думаю, десятки… необходимо менять лифты после истечения срока эксплуатации. Работы хватает, особенно с программой Фонда капитального ремонта. Да и современный лифт имеет ряд преимуществ перед старыми моделями: он сам контролирует безопасность тех, кто в нем находится, – поясняет мастер.

Действительно, к примеру, инфракрасные датчики не допускают закрытия дверей лифта на остановках, если в дверном проеме находится пассажир или груз. Применяется энергосберегающее светодиодное освещение, что обеспечивает общее снижение энергопотребления.

– Наличие частотного преобразователя двигателя главного привода лифтов позволяет сгладить пиковые нагрузки на систему энергоснабжения дома и кратно увеличивает ресурс двигателя и элементов кинематики лифта, а такой же преобразователь в приводе дверей снижает уровень шума, – попытались «на техническом языке» просветить меня монтажники.

В целом обывателю должно быть понятно главное: отечественное – синоним лучшее. Да и таким парням, глядя на их лица, веришь, доверяешь свою безопасность. Лифт – штука серьезная. От монтажа зависит здоровье человека и даже жизнь.

Кстати, для пассажиров с ограниченными физическими возможностями предусмотрены такие опции, как поручни в кабине, кнопки со шрифтом Брайля, голосовое или звуковое оповещения о прибытии на остановку.  Расположение кнопок в кабине дает возможность самостоятельно их использовать, даже находясь в инвалидном кресле.

– Эмоции при виде разобранного лифта в подъезде у жильцов разные, – говорит Николай Ходырев. Кто-то ворчит, кто-то радуется, но большинство относятся спокойно, с пониманием. Изменения они всегда к лучшему, я думаю, – Николай берется за тяжелую деталь. – Ну, мне пора на работу, некогда разговаривать, люди ждут, им ехать надо!

– Очень бы хотелось, чтобы ребята поскорее закончили. Задумали переезд на дачу, нужен большой лифт, старый на приколе, так что желаю мастерам удачи в работе, – пообщалась со мной Маргарита Александровна, жительница дома.

В башне на Енисейской, работы займут 75 дней. Все-таки 25 этажей. А затем мастера возьмутся за лифт напротив. Впереди предстоят ходовые испытания. Установленный лифт надо обкатать, проверить, чтобы кабина останавливалась точно напротив указанного этажа. Затем его должны принять проверяющие организации. И лишь после соблюдения всех процедур лифт поднимет первых пассажиров.

Фото автора.