Самый большой каток страны в этом году особенно популярен. На лед ВДНХ выходит и стар и млад. Три месяца успеха – так характеризуют прошедший сезон, он начался 1 декабря прошлого года, сотрудники развлекательного комплекса. Но для того, чтобы оценить лед, одних слов недостаточно. Надо прийти и испытать его на прочность, что корреспондент Дом, в котором я живу и сделал.

Когда размер имеет значение

Размер катка на ВДНХ – 20 тысяч квадратных метров! Много это или мало? Одновременно на нем может кататься около 5 тысяч человек. Находясь на одном его конце, практически у павильона Космос, не видно, что делается на другом – у павильона Культура. Наше знакомство с катком началось днем, когда на льду проходили регламентные работы. В 15.00 двери, ведущие на лед, закрываются, на целых два часа, и за дело берутся технические службы.

Морозильник для льда

Чтобы лед не растаял в неподходящий момент его надо, как здесь говорят, намораживать. Имеется в виду поддерживать в одном и том же твердом состоянии и днем и ночью. Для этого рядом со льдом смонтированы морозильные установки контейнерного типа. Всего смонтировано 11 таких установок. Внутри контейнера специальное оборудование – холодильная установка. К ней подсоединены трубопроводные системы.

Холодильная установка охлаждает этиленгликоль (жидкость без цвета и запаха), который под давлением поступает в коллектор, а оттуда — к поверхности катка. Этиленгликоль распространяется по всей площади покрытия и начинает морозить. Жидкость постоянно циркулирует в установленных трубках подо льдом, насосы не останавливаются.

«Мы постоянно следим за уровнем этиленгликоля. Если он падает, значит, где-то произошла утечка, и надо ее искать»,- рассказывает Александр Морозов – начальник службы эксплуатации катка. Вот это фамилия! Запоминающаяся!

Если слой льда слишком тонкий, катающиеся могут пробить трубку коньком, и тогда на поверхность выльется маленький фонтанчик – мини-аварию нужно быстро ликвидировать. Это может произойти и при резких перепадах температуры от – 5 до – 15 градусов: на льду появляются трещины, в которые может попасть конек.

Морозко – это не фамилия. Это профессия

Работы по наращиванию льда проходят и всю ночь: и если днем мастера поливают покрытие водой из шлангов, то ночью их сменяют пять ледозаливочных машин канадского производства. В России, таких, пока не делают. Александр Маракин по профессии тракторист. Но специфику подготовки катка изучил уже на ВДНХ.

Любопытен и принцип работы ледозаливочной машины. В 800-литровый бункер заливают воду, предварительно нагретую до 60–70 градусов, и отправляют машину на лед. Она срезает полуторамиллиметровый слой льда, убирая трещины и порезы от коньков, и одновременно заливает поверхность горячей водой — новый лед становится гораздо крепче и получается идеально ровным.

Самые отзывчивые люди

На катке можно увидеть много людей в красной форме — это инструкторы. Они следят за порядком, скоростью катающихся и безопасностью движения. На этом катке, как и на большинстве других, принято кататься против часовой стрелки. «Это традиция. Таково направление движения на стадионах, да и проще избежать столкновений», – поясняют инструкторы Дмитрий Акашев и Владимир Ещанов.

Среди инструкторов, их возраст 25-30 лет, есть мастераЮ, которые способны обучить катанию. Час занятия стоит тысячу. Если посетителю нужна медицинская помощь, он также может обратиться к инструкторам. Они проводят его до медпункта, в крайнем случае – довезут на специальных санях. «Я такого коллектива нигде не встречал, – признается нам Владимир Ещанов, – Самые лучшие мои товарищи работают здесь, – говорит инструктор.

Выпил – не мешай другим

На катке ВДНХ строгие правила. «Сухой» закон действует на всей территории. Пьяным не зайдешь. Нельзя подрезать катающихся – за этим установлен контроль. К новичкам особое отношение. Их оберегают от лихачей – подсказывают, где, в какой части катка движение поспокойнее.

На любую ногу

Согреться можно в пункте проката. Там, на стеллажах посетителей ждут 3 700 пар коньков. Самый маленький размер — 25-й, а самый большой — 48-й. Перед этим сезоном обновили 15 % прокатных пар, а после окончания могут списать каждую третью пару коньков. Чтобы коньки прослужили дольше, их периодически сушат, обрабатывают антисептиками, меняют стельки, шнурки, точат.

А носочки врозь

На катке несколько точек общепита, которые, предлагают перекус доступный даже студенту. Но, как мы заметили, многие приходят уже со своим термосом и бутербродами. Так получается намного дешевле. А вот если вы забыли дома шерстяные носки – придется раскошелиться. Цены на подобную продукцию в сувенирном киоске кусаются. Носки с символикой ВДНХ стоят 900 рублей!

Покрытие обязательно заменят

К будущему сезону заменят и покрытие на деревянном настиле, ведущем ко льду. За три месяца оно изрядно потрепалось. Посетители непроизвольно режут дорогостоящий материал лезвием коньков. Хотя рекомендуется передвигаться по нему в пластиковых чехлах. Забывают! И с этим, увы, ничего не поделаешь!

Светомузыка для влюбленных

На катке звучит красивая музыка. А еще по вечерам здесь потрясающая иллюминация. Свет яркий и переливающийся. Вот почему многие влюбленные пары проводят здесь целый день. И если устают, даже могут прилечь на лавочку, обнявшись. Сотрудники катка не возражают. Проявлять чувства, эмоции, радоваться жизни здесь не возбраняется!

Молодым – везде у нас дорога

Виктория Мирошниченко и Владислав Петров познакомились на льду. И ни минуты не пожалели об этом. Приехали в Москву учиться из разных стран. Молодые люди встречаются, посещают музеи, театры, выставки, и про лед не забывают. «Мы уже года три сюда ходим. Всегда приезжаем после 17, лед хороший, новый. Наслаждаемся погодой, скоростью и общением друг с другом», – говорит Виктория.

Сезон в разгаре – катайтесь на здоровье

Стоимость посещения катка начинается от 600 рублей, это если вместе с прокатом. Со своим инвентарем – еще дешевле. До закрытия сезона осталось две недели. И пока нам обещают морозную погоду – покататься успеют все.

Фото из открытых источников.