музей Собрание

Магия природы и стекла в музее «Собрание»

В зоне центрального атриума музея «Собрание», что на Солянке, 16, состоялось торжественное открытие выставки французского и русского художественного стекла эпохи модерна «Многоцветные рифмы стекла». Из фондов музея здесь представлены работы Эмиля Галле и его мануфактуры 1880-1930-х гг., а также изделия последователей «стиля Галле» как в Европе, так и в России.

музей Собрание, Маргарита Цветкова
Маргарита Цветкова, руководитель Аппарата учредителей музея «Собрание».

Гостей приветствовала руководитель Аппарата учредителей музея «Собрание» Маргарита Цветкова:

«Добрый вечер, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас в музее Давида Якобашвили, чья уникальная коллекция, по сути своей являющая философией жизни владельца музея, позволяет и нам – команде – еще долгие и долгие годы на качественно новом уровне демонстрировать посетителям музея богатое культурное наследие человечества, приумножая при этом бесценный опыт каждого гостя для будущей жизни. Мы символически празднуем первую годовщину музея «Собрание» открытием первой для нас выставки французского и русского художественного стекла эпохи модерна из коллекции владельца».

Маргарита Цветкова также поздравила коллектив музея от имени Давида и Михаила Якобашвили, пожелав творческих успехов на пути создания из музея «Собрание» настоящего центра культурного притяжения.

Имя Эмиля Галле (1846-1904) – выдающегося мастера художественного стеклоделия, художника по мебели, керамиста, основателя так называемой Школы Нанси, стало олицетворением эпохи модерна (во Франции именуемого «ар-нуво») в области декоративно-прикладного искусства.

Изделия из цветного многослойного стекла, прославившее имя Эмиля Галле, появляются в творчестве мастера в 1880-е годы под влиянием вошедшего в моду восточного искусства (в частности, китайских ваз XVIII века и японского резного стекла братьев Уэбб), а также английских «камейных» ваз. Вазы из многослойного стекла с декором в стиле модерн, выполненные в технике резьбы и гравировки, впервые были широко представлены Галле в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже и принесли ему всеобщее признание и славу мэтра французского стеклоделия.

музей Собрание, Ольга Меликьян
Ольга Меликьян, искусствовед музея «Собрание».

«Мой дом Москва» выставку представила искусствовед музея «Собрание» Ольга Меликьян:

«Здесь представлена часть коллекции нашего художественного стекла. В данном случае мы сделали акцент на эпоху алхимии конца XIX – начала XX вв. Представлен регион Нанси или «Школа Нанси», как потом ее будут называть, во главе с Эмилем Галле. Здесь как раз представлены работы Эмиля Галле и в дальнейшем уже его мануфактуры. В какой-то степени вдохновляясь европейскими мастерами, начались эксперименты и у нас. Поэтому мы не могли обойти стороной этот раздел нашего художественного декоративно-прикладного искусства. Здесь представлены работы Императорского Стеклянного и Фарфорового заводов, а также Гусевской хрустальной фабрики. Это тоже шедевры стекла. Но вдохновляются наши мастера не только европейскими пейзажами и тем, чем вдохновлялись европейские мастера, но они уже также обращаются к русской культуре, к русским пейзажам, травам и так далее».

Коллекция действительно удивительная и завораживающая своей красотой, глубиной красок и некоей хрупкой нежностью такого разного и необычного стекла. Все предметы отличаются друг от друга по своему виду, то есть каждый из экспонатов уникален.  Это свидетельствует о масштабности подхода к изготовлению шедевров из художественного стекла. С точки зрения технических подходов к созданию экспонатов из художественного стекла, на выставке представлена роспись полихромными эмалями, так называемые макетры – добавление кусков стекла к композиции, а также гравировка и травление (использование кислот), и другие направления. Экспонаты были приобретены на аукционах предметов искусства, преимущественно западных, владельцем музея «Собрание», бизнесменом Давидом Якобашвили.

Светлана Чухраева, музей Собрание
Светлана Чураева, директор по развитию музея «Собрание».

«Давид Михайлович долгое время очень системно собирал, подбирал, причем подбирал лучшие раритетные вещи. И сейчас в этой камерной экспозиции у нас представлена только небольшая часть нашего художественного фонда. Этой выставкой мы подводим итоги первого года нашей работы. Я думаю, эта выставка – это большая радость для москвичей», — рассказала директор по развитию музея «Собрание» Светлана Чураева, а также сделала акцент на некоторых экспонатах выставки.

В центре экспозиции можно созерцать вазу Императорского Стекольного завода. Это работа русских мастеров начала ХХ века, которые следовали модным веяниям в искусстве того времени.

Ваза в форме крынки, в которой появляется русский мотив, ведь крынка была типичным предметом утвари наших предков. Рядом с «крынкой» расположилась ладья с носом в виде морского конька, сделанная в Петрограде в 1916 году. Ладья создает так называемую фэнтэзи-обстановку, напоминая о русских сказках.

Еще одна ваза сделана на Гусевском хрустальном заводе Владимирской губернии в предвоенные годы. На изделии виден уже русский пейзаж, но стилистикой похоже на западноевропейских мастеров, не уступая последним в технологии создания.

Светлана Чухраева также представила редкие сервизы, один из которых своей формой повторяет форму готического кубка. Сервиз расписан вручную. Здесь же можно увидеть невероятную игру цвета и тени на вазе с нанесёнными узорами табачных листьев.

Все экспонаты выставки «Многоцветные рифмы стекла» прекрасны и удивительны. Каждый из них можно долго рассматривать, наслаждаясь безупречной работой мастеров, черпающих вдохновение из окружающей живой природы. Каждый экспонат расскажет вам свою отдельную историю. У москвичей и гостей столицы есть два месяца, вплоть до 10 декабря, чтобы успеть насладиться шедеврами уникальной выставки в музее «Собрание».

Анастасия Федоренко.

Фото автора.

 

 

Читайте также:

Яркие люди в «Музеоне»