Золотая маска

«Золотая маска»: выбор сделан не в пользу столицы

На Исторической сцене Большого театра состоялась юбилейная церемония закрытия Национальной театральной премии «Золотая маска». Четверть века – огромный срок, и весь этот временной отрезок театральная Москва живет под «давлением»: осенью ждем списка номинантов, зимой начинаем его отсматривать, и этот смотр по нарастающей продолжается, как всегда, до середины апреля, когда вердикт свершится, чтобы потом несколько месяцев обсуждать и осуждать решения компетентного жюри. Ведь оно, как правило, устраивает не всех. Юбилейная «Маска» не стала исключением. Премии вручены, но вопросы остаются. Из огромного списка, а в этот раз на конкурс эксперты отобрали почти три десятка спектаклей большой и малой формы, победителями в главных номинациях стали, увы, не столичные театры.

Золотая маска

Главную «Золотую маску» в номинации «драматический спектакль большой формы» жюри, подозреваю, после бурного спора, присудило спектаклю Александринского театра (Санкт-Петербург) — «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» в постановке Виктора Рыжакова. Спектакль, показ которого проходил на сцене МХТ им. Чехова, также вызвал неоднозначную реакцию зала. Некоторые зрители вообще предпочли покинуть его буквально в первые полчаса, который по факту длился два с половиной, без перерыва. Театральные деятели, а это, в основном группа критиков, входящих в пул «Золотой маски», давали самые высокие оценки этому спектаклю-концерту, сочиненному вездесущей Асей Волошиной, которая скомпилировала текст пьесы Вишневского с текстами Вертинского, Гумилева, Вознесенского и так далее. Исполнено все это было на высочайшем уровне. Все-таки труппа Александринки – одна из лучших в стране. Но воспринять в эстетике коллажа балаган, кабаре и попсовую эстраду с пафосным девизом расставания с советским прошлым в одном флаконе, увы, дано не каждому.

Странен, на мой взгляд, и выбор лучшего спектакля малой формы. Это «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (новосибирский театр «Глобус») – инсценировка по одноименному роману некоего норвежского писателя в форме опять же концерта, но без музыки. Скучнейшее действо с безупречной графикой сценографии и мизансцен, с бесстрастным пребыванием в них актеров, читающих беспрерывный тоскливый текст про молодого пианиста-неудачника. Вот эта мода переносить прозу на сцену, ничего не играя, не давая зрителю проявить какую-то эмоциональную реакцию, по-моему, идущая от режиссерских опытов Константина Богомолова, стала раздражать. Все-таки зритель, наш московский, любит другой театр. Можно судить по тому, какие спектакли в каких театрах наиболее востребованы. Назвать? Пожалуйста – Малый, Вахтанговский, Маяковка, «Фоменки», РАМТ, МХТ им. Чехова, «Табакерка». Но часто ли эти театры входят в число номинантов, не говоря уже о главных призах на «Золотой маске»? Кстати, именно спектакли этих театров она возит по городам и всей страны и мира. И мало какие из них являются ее лауреатами. Все, что привозит на конкурс российская провинция, по большому счету, вторично. Есть великолепные актерские работы, как, например, в спектакле Театра им. Волкова «Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вульф» или «Антигона» Камерного театра (Воронеж). Но режиссерские потуги, увы, не вдохновляют.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото предоставлены пресс-службой «Золотой маски»

 

ЛАУРЕАТЫ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ-2019»

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ

«Римские каникулы», Музыкальный Театр, Новосибирск

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ

МИНУС 16, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ

НУРЕЕВ, Большой театр, Москва

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Наталья МУРАДЫМОВА, Костельничка Бурыйя, «Енуфа», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Винс И, Удовольствие, «Триумф Времени и Бесчувствия», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Кэти МИТЧЕЛЛ, «Альцина», Большой театр, Москва

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Филипп ЧИЖЕВСКИЙ, «Триумф Времени и Бесчувствия», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ

ЖАННА НА КОСТРЕ, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Владимир РАННЕВ, «Проза», Электротеатр Станиславский, Москва

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Творческому коллективу создателей балета «Пахита» (Альона Пикалова, Елена Зайцева, Федор Леднев, Юрий Красавин, Вячеслав Самодуров, Павел Гершензон, Сергей Вихарев), Урал Опера Балет, Екатеринбург

Спектаклю «Сны Иакова, или Страшно место», Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и Фонд развития исполнительского искусства Республики Татарстан «Сфорцандо», Казань

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Проза», Электротеатр Станиславский, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Мария ТРЕГУБОВА, «Беги, Алиса, беги», Театр на Таганке, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Ромео КАСТЕЛЛУЧЧИ, «Жанна на костре», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ

Дмитрий ЗИМЕНКО (МИТРИЧ), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Александр ШИШКИН, «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»/ «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Ксения ПЕРЕТРУХИНА, «Утопия», Театр Наций, Москва

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА, Театр «18+», Ростов-на-Дону

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА

Алиса ОЛЕЙНИК, Герда, «Комната Герды», Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Кира КАМАЛИДИНОВА, «Деревня канатоходцев», Театральная компания «Открытое пространство», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Яна ТУМИНА, «Комната Герды», Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ

ПТИФУРЫ, Театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Башкирскому театру драмы им. М. Гафури, Уфа – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Создателям спектакля «Родина» – «За эксперимент, ставший открытием»

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Дарья МОРОЗ, Тузенбах, «Три сестры», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Камиль ТУКАЕВ, Креон, «Антигона», Камерный театр, Воронеж

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Валерия ПРОКОП, «Время секонд хэнд», Театр драмы, Омск

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Антон ПАХОМОВ, Петр Кузьмич Рязаев, «Старый дом», Центр драматургии и режиссуры, Москва

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Михаил ДУРНЕНКОВ, «Утопия», Театр Наций, Москва

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, «Маленькие трагедии», «Гоголь-центр», Москва

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ

ПИАНИСТЫ, Театр «Глобус», Новосибирск

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ, Александринский театр, Санкт-Петербург