Музыканты в метро: не станут ли они гомельскими крысоловами?

Известно, что журналиста ноги кормят. И в этом смысле московская подземка – палочка-выручалочка: быстро доставит в любую точку назначения, тем более, если точек таких – не одна и не две.

…Несколько лет назад уличные музыканты вполне легально спустились в московскую подземку. Набегавшись за день туда-сюда, блаженно опустилась вечером на свой диванчик, закрыла глаза и… понеслось! Седоватый скрипач по десятому разу прогоняет один и тот же пассаж из «Летней грозы» Вивальди, в паузах слышны чарующие звуки хэнг драма, саксофон выводит узнаваемую мелодию «Tequila». Хорошенькие впечатления от прошедшего насыщенного дня. И всю эту какофонию я услышала за один день в московском метро.

А так ли уж нужна там музыка, и если нужна, то какая?

Проект столичной подземки «Музыка в метро» имеет свои правила. На выступление каждого исполнителя выделяется максимум два часа, с 10.00 до 17.00 и с 20.00 до 22.00 по будням и с 10.00 до 22.00 по выходным. В праздники или во время массовых мероприятий, а также в моменты, когда в метро вводится второй и третий уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Что бы это ни значило, выступления отменяются.

За день каждый исполнитель может обойти максимум три точки, и во время каждого выступления песни не должны повторяться.

Инструменты должны быть транспортабельными и «не приводить к нарушениям санитарных норм». При этом «песни музыкантов не должны быть связаны с политической тематикой, нести в себе агитационный и провокационный характер, оскорблять пассажиров, также запрещено использование ненормативной лексики». Музыканты в метро не могут петь под фонограмму.

Тяжелая и электронная музыка объявлены «не соответствующими среде эксплуатации метро», поэтому тоже запрещены.

«У нас не было стилистических критериев, за исключением очевидных: чтобы это не несло негативный подтекст, чтобы музыкальный материал не оскорблял чувства тех или иных категорий граждан, — объяснили организаторы. — Но предпочтение отдавалось не кавер-версиям, а авторскому материалу и песням на русском, а не английском языке».

А теперь послушайте вот это выступление.

Лично у меня слух резали эти дивные звуки, ведь на станциях метро нет специальной акустики, и голос с музыкальным сопровождением очень искажается. После такого концерта я пулей вылетела на улицу: нужно было отдышаться.

Не могу сказать, что я принципиальная противница музыки в метро. Но ей должны заниматься профессионалы, которые уже работают на российском рынке в других сегментах.

 

В 2015 году во всем мире стали активно развиваться нейронные сети. Не отстал и российский бизнес. Одна из команд (сейчас это довольно крупный игрок) создала систему, которая позволяет анализировать трафик (например, в магазине) на базе нейронных сетей и компьютерного зрения.

«Нейронная сеть не подбирает музыку, но может регулировать ее скорость. У магазина есть такое понятие – дэйпартинг – пиковая и слабая нагрузка посещаемости. В эти момент должна звучать разная по скорости музыка, мотивирующая либо двигаться быстрее, либо оставаться в помещении дольше. Система знает всплески трафика, и подстраивает скорость музыки под потребителя», — объясняет владелец сети.

Несомненно, музыка влияет на наше подсознание. Конечно, на вкус и цвет господ у нас нет. Но метро – место огромного скопления людей, что уже небезопасно. Какой должна быть музыка – вопрос очень серьезный и тонкий, и  решать его могут только профессионалы.

 «С помощью музыки можно создать теплую уютную атмосферу, либо атмосферу деловую», — говорят разработчики.

Вспомнилась сказка о крысолове, который при помощи дудочки вывел из города крыс. Легенда о крысолове, изданная в XIX веке Людвигом Иоахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано, служила источником вдохновения для многочисленных писателей, поэтов, композиторов, среди которых стоит назвать Роберта Браунинга, Иоганна Вольфганга Гёте, братьев Стругацких, братьев Гримм и Марину Цветаеву. А по легенде о крысолове, кстати сказать, которая возникла предположительно в XIII веке, речь идет о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот. Так что музыка – это серьезное занятие, которая может влиять на психологическое состояние человека.

«Нейронная сеть не подбирает музыку, но может регулировать ее скорость. Есть такое понятие – дэйпартинг – пиковая и слабая нагрузка посещаемости. В эти момент должна  звучать разная по скорости музыка, мотивирующая либо двигаться быстрее, либо оставаться в помещении дольше. Система знает всплески трафика, и подстраивает скорость музыки под потребителя», — объясняет разработчик.

Подбор музыки – дело не только профессиональных музыкантов, но и людей, имеющих отношение к другим областям человеческих знаний.

Конечно, уличных музыкантов никто не отменяет, но классическая площадка для их концертов – все же улица. А сейчас московские власти предлагают трубадурам и площадки столичных парков.

Нина ДОНСКИХ, фото и видео автора и из открытых источников.