столичные тоннели

Транспортные тоннели Москвы — связующие звенья городских дорог

Важнейшим элементом в системе автодорожной городской сети являются транспортные тоннели. В Москве расположено множество автодорожных тоннелей. Задача каждого обеспечивать свободный проезд автомобилей в местах  высотных или контурных препятствий.

сотрудники "Гормост"

сотрудники "Гормост"

сотрудники "Гормост"

сотрудники "Гормост"

Вне зависимости от погодных условий, в любое время суток машины должны беспрепятственно проходить по этим подземным участкам дорог. Поэтому в любом авто-тоннеле оборудованы системы освещения, водоотводения и вентиляции, которые  обеспечивают нормальные условия эксплуатации инженерных сооружений.

столичные тоннели

столичные тоннели

Содержать столичные тоннели в чистоте помогает Государственное бюджетное Учреждение города Москвы «Гормост», в ведении которого находится 98 транспортных тоннелей. Силами сотрудников «Гормост» осуществляется уборка этих участков, их ручная и механизированная промывка от грязи и мусора, песчано-иловых отложений и других посторонних предметов. В перечень обязательных работ входит также постоянный надзор, ремонт, покраска, удаление надписей и объявлений, ликвидация сосулек, устранение аварийных ситуаций и другие работы, которые осуществляются преимущественно в ночное время (с 22.00 часов до 6.00 утра).

При необходимости, по согласованию с ДПС, днём – преимущественно в выходные дни. Уборку, в том числе летнюю и зимнюю,  проводят в соответствии со специальным регламентом.

Лидирует по протяженности среди всех московских тоннелей — Лефортовский. Открытый в 2003 году, он также считается одним из самых длинных в Европе.

столичные тоннели

столичные тоннели

Глубина заложения составляет 30 метров, что позволяет сократить шум и вибрацию от огромного потока машин. Ежегодно по тоннелю проходит около 50 миллионов единиц автотранспорта. Лефортовский комплекс считается крупнейшим объектом инфраструктуры города. Он входит в состав Третьего транспортного кольца и состоит из тоннеля глубокого заложения по внешнему кольцу, двух тоннелей мелкого заложения и эстакады над транспортными путями по набережным через реку Яуза по внутреннему кольцу, а также 4 небольших въездных, выездных тоннелей. Общая протяжённость – 5150 м:

  • тоннель №1 – 1100 м;
  • тоннель №2 – 1200 м;
  • тоннель №3 – 2850 м.

Лефортовский комплекс оборудован системами радио- и телефонной связи. В соответствии с современными стандартами, на сегодняшний день он считается одной из самых безопасных городских магистралей.

сотрудники "Гормост"

сотрудники "Гормост"

Другой примечательный транспортный объект находится на северо-западе Москвы под охранной зоной Серебряноборского лесничества. Это Северо-западный тоннель, состоящий из трёх тоннелей. Глубина заложения — от 27 до 44 метров. Длина основных тоннелей — 3126 метров. Диаметр тоннелей 13,75 метров. Движение по  нему началось 27 декабря 2007 года. Конструкция тоннелей представляет собой два яруса. По нижнему движутся поезда Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, а по верхнему — автотранспорт. Для размещения вентиляции и дымоудаления используется верхний свод тоннеля. При необходимости эвакуации, люди могут воспользоваться малым сервисным тоннелем, который соединяет два основных, его диаметр 6,2 метра. Тоннель оборудован современными автоматическими системами диспетчеризации, видеонаблюдения, газоанализа, пожаротушения, газоочистки, радарного контроля скорости движения.

столичные тоннели

столичные тоннели

Все тоннели вентилируются за счёт современных систем общеобменной вентиляции, которые обеспечивают многократный обмен воздуха.

Контроль за обстановкой в транспортной зоне тоннелей и в технологических помещениях ведётся в круглосуточном режиме при помощи телевизионных камер. Информация с камер поступает на мониторы и проекционные экраны в центральный диспетчерский пункт. Для предотвращения пожаров в тоннелях предусмотрены водяные и пенные системы пожаротушения, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение и управлением эвакуацией. Экстренно покинуть транспортную зону в случае опасности помогут эвакуационные выходы и спуски в зону эвакуации, расположенные через каждые 90-100 метров.

В тоннелях работает система FM-оповещения. Она предназначена для  передачи срочных сообщений, что особенно важно в экстремальных ситуациях. В штатном режиме транслируется эфир FM радиостанции, до 18 каналов. Данная система оповещения считается наиболее эффективной, по сравнению с информированием водителей по громкоговорителю. Зачастую, внутри автомобилей с закрытыми окнами, водители попросту не слышат предупреждения. Ее эффективность доказана на Лефортовском тоннеле, Алабяно-Балтийском и Гагаринском тоннельном комплексе. Аналогичная система FM оповещения и управления эвакуацией появится на строящемся тоннеле Солнцево-Бутово-Видное.

Юлия Смагринская.

Фото: пресс-служба ГБУ «Гормост».