Московские кабельные сети

Начал работу объединенный диспетчерский пункт «Московские кабельные сети»

«Московские кабельные сети» реализовали проект создания Объединенного центрального диспетчерского пункта, в котором на смену двум традиционным мнемощитам пришла единая цифровая мнемосхема кабельных сетей, отображаемая на видеостене и мониторах диспетчеров.

Московские кабельные сети

Московские кабельные сети

Московские кабельные сети

История кабельных сетей Москвы берет свое начало более 120 лет назад – в 1897 году, когда в правлении АО «Электрическое освещение 1886 года» был создан кабельно-трансформаторный отдел для строительства и эксплуатации электрических сетей.

Сегодня «Московские кабельные сети» являются крупнейшим филиалом ПАО «МОЭСК», входящим в компанию «Россетти». В филиале трудится 4,1 тыс. человек. Сотрудники обслуживают кабельные электрические сети общей протяженностью свыше 63 тыс. км, а также 15,6 тыс. трансформаторных подстанций и распределительных пунктов суммарной установленной трансформаторной мощностью 19,35 тыс. МВА.

Открывшийся диспетчерский пункт позволит сократить время реагирования на различные инциденты.

— Это важный этап работы, который позволяет сделать следующий шаг по цифровизации электрических сетей Москвы и уже сегодня более оперативно реагировать на  вызовы и аварийные ситуации, которые происходят в городе, — отметил мэр Москвы Сергей Собянин во время открытия пункта.

Московские кабельные сети

Московские кабельные сети

По словам градоначальника, цифровизация московской энергетики является одним из важных проектов создания «умного города». «Умные электросети» будут надежнее, экономичнее и дешевле в эксплуатации по сравнению с традиционными сетями.

Центральным элементом диспетчерского пункта является мнемощит – размещенная на стене схема электросетевого хозяйства, на которой с помощью различных символов отображается актуальная ситуация на каждом участке сети. На традиционном механическом мнемощите изменения вносятся диспетчерами вручную. Однако в Москве с ее огромным сетевым хозяйством в свое время просто не удалось создать единый мнемощит, который мог бы адекватно отражать ситуацию. Поэтому в 1985 году энергетикам пришлось разделить схему на два мнемощита. Щиты находились в разных помещениях, поэтому  диспетчерских пункта было тоже два.

И только сейчас развитие современных цифровых технологий позволило вернуться к концепции единого центра управления.

— Теперь информация из всех пунктов собирается в едином центре, откуда можно управлять всей сетью и мониторить ее состояние, — уточнил генеральный директор ПАО «МОЭСК» Петр Синютин. — Двухлучевая кольцевая схема, которая принята в Москве, обеспечивает максимальный уровень надежности. Вот, мы здесь показываем два источника питания, и в случае, если происходит короткое замыкание на линии, автоматически включается резервный источник питания.

Создание объединенного центрального диспетчерского пункта «Московские кабельные сети» позволило значительно (до 50 процентов) сократить время приема-передачи информации и реагирования на технологические нарушения и другие инциденты в сетях, повысить эффективность работы диспетчеров.

Также благодаря единому диспетчерскому пункту удалось разместить кабельные линии и другие объекты не на условной схеме, а на реальной геодезической карте с привязкой к координатной сетке. Так, более 50 журналов, ведомостей и отчетов перешли в электронный вид. Это дало возможность до 30 процентов сократить время планирования работы, повысить наблюдаемость сетевых объектов.

Управлять системой стало проще: любой объект можно вывести на экран, проверить состояние его сетей, а в случае непредвиденной ситуации оперативно направить аварийную бригаду.

Благодаря многократной системе резервирования сбои часто незаметны, однако при их возникновении устранять поломки следует максимально оперативно.

По словам главы ПАО «Россетти» Павла Ливинского,  до того, как разрозненные диспетчерские пункты были сведены в единый на улице Садовническая, 36, они были разбросаны по разным районам Москвы.

— До конца 2023 года мы полностью переведем сетевой комплекс Москвы на цифровой режим работы, — рассказал  Павел Ливинский. — Москва будет первым субъектом Российской Федерации, которая перейдет на полную цифровизацию электросетевого комплекса.  В течение пяти лет цифровые районы электрических сетей появятся во всех округах столицы. Мы не просто улучшим наблюдаемость сети и минимизируем риски возникновения аварий, энергетики смогут заблаговременно прогнозировать возможные технологические нарушения.

Кроме того, реально будет обеспечить автоматизированный мониторинг сетевых объектов на основе сигналов телеизмерений и мониторинг служебного автотранспорта, оптимальную загрузку ремонтных бригад и координацию их работы.

Следующий этап работы – трансформаторы, которых в городе более 15 тысяч. В одну производственную службу необходимо будет объединить 26 диспетчерских. Как отметил Петр Синютин, для этого потребуется два-три года. При реализации следующего этапа системы «умных сетей» сотрудники диспетчерского пункта будут получать максимально точную информацию о месте и масштабах произошедшего инцидента, а специальный аппаратный комплекс «советчик диспетчера» поможет выбрать оптимальный и самый быстрый способ дистанционной локализации участка, на котором произошел сбой.

— Сегодня наши аварийные бригады приезжают вдвое быстрее, чем в среднем по стране, — добавил гендиректор ПАО «МОЭСК». —  На устранение аварии уходит 26 минут, это рекорд по России, о таких ситуациях диспетчеру известно уже сейчас, стоит только навести мышку на конкретный объект.

Московские кабельные сети

Московские кабельные сети

Московские кабельные сети

Запуск пилотного проекта «Цифровой район электрических сетей» даст возможность оснастить трансформаторные подстанции и другие сетевые объекты устройствами телемеханики (датчиками). Именно благодаря им диспетчеры смогут получать максимально точную информацию о месте и масштабах инцидента. А комплекс «Советчик диспетчера» поможет выбрать самый быстрый способ дистанционной локализации участка, на котором произошел сбой. Электромонтерам не придется тратить время на поиск поврежденного участка. После получения информации от диспетчера они смогут сразу приступить к устранению неисправности.

«Цифровой район электрических сетей» будет развиваться совместно с проектом «Цифровой электромонтер». Он предполагает оснащение персонала мобильными устройствами управления и контроля — планшетами со специальными приложениями. Они позволят эффективно использовать рабочее время, отслеживать перемещение персонала и сокращать операционные издержки. С помощью цифровых технологий также снизится уровень потерь в сетях — с 6,3 до 5,25 процента.

— Взаимодействие с бригадой специалистов, которые выезжают к месту аварии для осуществления ремонта, пока происходит через диспетчера, — прокомментировал Павел Левинский. — Одним из этапов цифровизации будет в том числе и переход на «Цифровой электромонтер», когда уже не потребуется голосовой сигнал, а система сама увидит нарушения.

В перспективе на базе «цифрового района» будет создана система прогнозирования возможных технологических нарушений для проведения упреждающего ремонта и технического обслуживания.

Сегодня пилотный проект «Цифровой район электрических сетей» реализуется на территории Северо-Западного административного округа. До конца 2024 года к нему присоединятся все округа Москвы.

Лидия МИЛОВИДОВА.

Фото автора.

Читайте также:

Стенд Москвы на международном форуме по энергосбережению

Уникальные экспонаты музея «Мосэнерго»: свеча Яблочкова, лампа Ладыгина и план ГОЭЛРО:

Новые экологические программы Москвы снизят риск загрязнения

«Медведевская» — первая в столице высоковольтная электроподстанция