зима в Москве

Первый снег в Москве обещают на этой неделе

Первый снег синоптики обещают нам уже на этой неделе. С приходом снегопадов коммунальным службам города приходится решать важнейшую задачу – оперативно собирать с улиц и утилизировать большое количество снежной массы.

Снегосплавный пункт
Снегосплавный пункт Сельскохозяйственный

Готовы ли городские снегосплавные пункты к предстоящим осадкам? Выяснить это решил корреспондент «Дом, в котором я живу». Чтобы увидеть весь технологический процесс таяния снега, мы отправились на ССП «Сельскохозяйственный» и «Северное Бутово», где посмотрели пробный запуск оборудования.

Согласно народному календарю, снег должен был покрыть столицу на Покров день, 14 октября, но «бабье лето» в этом году задержалось  дольше обычного. Следуя русской народной пословице «Готовь сани летом», АО «Мосводоканал» и ГУП «Мосводосток» принялись за проверку снегосплавных пунктов заранее. Пробные пуски позволяют оценить работоспособность оборудования. В случае выявления неполадок, есть время для их устранения.

Снегосплавный пункт
Территория ССП Сельскохозяйственный

На сточных водах

Снегосплавный пункт
Снегосплавный пункт ГУП «Мосводосток»

Снегосплавный пункт АО «Мосводоканал», расположенный на Сельскохозяйственной улице, использует в работе современное оборудование российского производства. В ходе пробных пусков на холостом ходу была проверена работа снегодробилок. Их задача разламывать большие глыбы льда и мелкий мусор, размером не более 10 см, используя гусеничную технику для размягчения снежных масс. Процесс измельчения помогает снегу подтаять. В случае попадания крупных посторонних предметов дробилка останавливается, пока мусор не будет изъят. Порой из снежной массы рабочие извлекают самые неожиданные вещи, так называемые на профессиональном жаргоне «трофеи» – бетонные клумбы, дорожные ограничители, канализационные люки, бордюрный камни, «лежачих полицейских». Погрузочные машины сгребают их вместе со снегом. При большом объеме снега в ковш может попасть что угодно. Это происходит потому, что машинист из кабины не видит и не может контролировать, что он собрал вместе со снегом.

Снегосплавный пункт
Вращающиеся лопасти снегодробильной машины

Между коллектором и отстойником находится специализированная фильтрующая установка, так называемая песколовка. По ходу следования талых вод в коллектор, в этих емкостях накапливается песок и мелкие камни. Глубина резервуаров, над которыми имеются решетки, составляет 10,5 метров, Вся емкость заполняется канализационной водой. Учитывая, что сам снегосплав построен на канализационном коллекторе диаметром 2500 мм, для утилизации снежной массы используется потенциальное тепло сточных вод, которые в любое время года имеют температуру +16/+18°С. Под воздействием этих теплых потоков снег плавится, и поступает обратно в коллектор. Технологический цикл плавления снежной массы является полностью замкнутым и не влияет на экологию города. При авральном объеме снега, его не вываливают на дробилки, а сразу продавливают сквозь решетки песколовок с помощью погрузчика. Сточная вода вперемешку с талым снегом поступает на очистные сооружения в Люберцы или Курьяново.

Снегосплавный пункт
Транспортабельные котельные установки работают на дизельном топливе
Алексей Бойков — заместитель начальника Службы по эксплуатации снегосплавных пунктов АО «Мосводоканал».

«На песколовках ССП «Сельскохозяйственный» была проведена проверка запорной арматуры, но заполнять их водой пока рано, чтобы от стоячей воды не начал исходить сильный запах. В зимнее время запах присутствует, но перемешенные со снежной массой, он не такой резкий», – пояснил заместитель начальника службы по эксплуатации снегосплавных пунктов АО «Мосводоканал» Алексей Бойков.

Работник ССП Юрий Шукшин рассказал, что вне зависимости от объема привозимого снега на участке работает три человека, всего четыре бригады. Персонал осматривает кузов, прежде чем машина получает возможность заехать на территорию.

Снегосплавный пункт
Снегосборная камера. Погруженные насосы выключены.

«Во время дробления снега должен обязательно дежурить сотрудник, который смотрит за техникой безопасности, в особенности следит, чтобы водители не ходили куда не надо. У ворот дежурит еще один сотрудник, он производит осмотр приезжающих машин, проверяет что в кузове – снег или мусор. Машине со строительным мусором, припорошенным снегом, будет отказано в проезде», – пояснил специалист.

Снегосплавный пункт
Лопасти снегодробилок крупным планом

Одновременно разгружаются четыре полностью загруженных КамАЗа, в этот момент в очереди могут находиться до 30 машин. Машины выгружаются непрерывным потоком, одна за другой. Когда снега на улице нет, все оборудование выключено и находится в режиме ожидания. По итогам пробного запуска неполадок обнаружено не было. К первому снегопаду пункты готовы на 100%.

На дизельном топливе

Снегосплавный пункт ГУП «Мосводосток», расположенный на Старобитцевской улице, в качестве теплоносителя использует пар, вырабатываемый транспортабельными котельными установками, которые работают на дизельном топливе.

А. Бабунашвили -начальник ССП Северное Бутово ГУП «Мосводосток»

Как рассказал начальник ССП «Северное Бутово» ГУП «Мосводосток» Алексей Бабунашвили, снегосплавный пункт делится на три блока: котельные установки, подающие тепло в теплообменник; блок подогрева воды (теплообменник) и снегосплавная камера, которая состоит из 2 основных камер – левой и правой. Погружные насосы циркулируют воду через теплообменник увеличивая тепло воды до 20°С для ускорения таяния снега. Пункт готовится к работе с апреля и в период межсезонья. Для подготовки проводятся профилактические работы по восстановлению снегосплавных камер, чтобы те могли бесперебойно функционировать в зимнее время.

Снегосплавный пункт
Пробный запуск погруженных насосов, циркулирующих воду в теплообменнике

«ССП «Северное Бутово» оборудован системами видеонаблюдения и специальными компьютерными программами, что позволяет вести учет принимаемого снега в режиме реального времени. Средний показатель переплавленного за сезон снега составляет около 15 000 куб. м.», –уточнил он.

Одновременно могут разгружаться четыре полностью загруженных машины КамАЗ

После того как нагруженная снегом техника приезжает к ССП, проверяется документация. С организациями, осуществляющими доставку снега, заключаются договора на оказание услуг. Далее происходит визуальный осмотр машины, при котором изымается бытовой мусор и, по команде мастера, транспорт заезжает на территорию по схеме заезда. Рабочий персонал выгружает снег в две снегосплавные камеры, которые принимают от 1400 до 1700 кубов за сутки. Из снегосплавной камеры удаляется весь присутствующий в снежной массе мусор при помощи специального инвентаря для изъятия плавающего мусора – сочка. Изъятый мусор складируется в мусорный контейнер, после чего вывозится на полигон для размещения отходов. Вода, поднявшаяся от плавления снега, уходит в очистные сооружения, после чего сливается в Москву-реку. Что бы растопить одну порцию снега требуется 10-12 минут. Интервал между машинами составляет 10-15 минут.

Снегосплавный пункт
Контейнер для сбора мусора, извлеченного из снежной массы.

На территории одновременно могут находиться не более 2 машин. В целом за сутки принимается 60-65 машин. Кубатура машин разная от 15 до 25 кубов, вследствие чего время выгрузки варьируется. На территории имеются спецплощадки для временного складирования снега в случае обильных осадков. Таким образом, дополнительно принимается от 4000 до 5000 кубометров снега. На снегосплавный пункт «Северное Бутово» свозится снег, который собирают с проезжей части, тротуаров, дворов и стоянок. Проблем в работе не наблюдается, количество подъезжающих машин увеличивается обычно в феврале. Дизельный пункт, в случае обильных осадков, работает в круглосуточном режиме.

Снегосплавный пункт
Работа погруженных насосов, циркулирующих воду в теплообменнике

АО «Мосводоканал» эксплуатирует 35 снегосплавных пунктов, общей производительностью около 140 тыс. куб. м снега в сутки. Все они полностью готовы к работе с 1 сентября. Пробные пуски оборудования перед приемом снега показали 100% готовность.

Юлия Смагринская.

Фото и видео автора.