Тайна Крымского моста: где искать золотую заклепку?

Крымский мост, пожалуй, до сих пор самая необычная переправа Москвы. Он был открыт 1 мая 1938 года. В нынешнем году мост отпраздновал юбилей — 80 лет. Этот автомобильно-пешеходный виадук является частью Садового кольца и соединяет Крымскую площадь с улицей Крымский вал.

С детства любовался этим сооружением и не мог понять, что же так завораживает, когда смотришь на него с разных точек города. Где бы ты не находился сооружение приковывает взгляд, оторвать который непросто.

Моя бабушка — София Георгиевна, коренная москвичка, многие годы проработавшая в Бюро по приему туристов групповодом, всегда останавливала гостей города на мосту и рассказывала им любопытный эпизод из своей молодости.

Все случилось душным летом 1938 года. Софии Георгиевне было 25 лет. Новый мост уже открыли. Ночью по переправе двигались редкие автомобили, гужевые повозки, черные воронки спешили по делам (так утверждала бабушка), и, конечно, молодежь шла от одноименного метро в Парк культуры на прогулку.

В одну из июльских ночей группу студентов, среди которых была и моя бабушка, перед самым входом на мост остановили милиционеры и люди в кожанках. В то время задавать им вопросы было как-то не принято. Судя по количеству НКВДэшников и перекрытому движению — на мосту что-то происходило. Тогда, совсем юные и не очень любопытные (в силу понятных причин) студенты решили не испытывать судьбу и отправились гулять в противоположном направлении.

Однако наутро со смены вернулся сосед Софии Георгиевны по коммуналке. Он был инженером-строителем и одним из тех, кто возводил Крымский мост. Плотно прикрыв двери и подоткнув щели полотенцами, он очень тихо поведал моей бабушке и дедушке, что в ту ночь на мосту находился сам «вождь народов».

То, что дальше было рассказано инженером в семье передавалось как самая страшная тайна. Раскрыть ее бабушка решилась уже, когда и дедушки не было в живых, когда с момента развенчания культа личности Сталина прошел с десяток лет.

Оказалось, Сталин присутствовал при проведении неких работ, во время которых в основание моста была вкручена не то гайка, не то болт из особого сплава. Близко нашего инженера к Сталину, разумеется, не подпустили, а вот в силу его должности — он отвечал за натяжение тросов, задали несколько вопросов, без которых, по его словам, болт было вкрутить просто невозможно.

При этом присутствовали и другие такие же «неболтливые» гражданские специалисты. Так по цепочке и разнеслась весть, что, мол, заклепка то была не простая, а золотая! Сталин был суеверен. Традиция завершать строительство золотой деталью восходит к древности, как своеобразный дар богам. Сталин старался следовать этому принципу, приехал на мост и собственноручно вкрутил золотую клепку.

Уже позже историки обоснуют: Крымский мост возводился к 60-летию Сталина в 1939 году. Идея стать его создателем очень понравилась «вождю народов». Более того, в Древнем Риме, тех, кто возводил мосты, называли «понтификами». Буквально — «возводящий мост». Видимо, вождь хотел построить мост-символ собственного величия, самый красивый в СССР.

Я был еще ребенком, но отчетливо помню, как бабушка показывала туристам окрашенные в серое заклепки моста. Хитро улыбаясь, София Георгиевна предлагала мужчинам попробовать выкрутить хоть одну, вдруг достанется та самая, сталинская? Те, кто покрепче, сжимая зубы и ломая пальцы, безуспешно тянули, щипали — все напрасно. Сталин был человеком физически сильным — затянул на совесть!

Признаться, я тогда верил в эту историю, как и сейчас верю — у каждого объекта в Москве есть свои секреты и тайны. Раскрыть их, наверняка смогут следующие поколения, лихо «оседлавшие» научно-технический прогресс.

Наша справка:

Название моста — Крымский — настолько привычно, что москвичи и гости города вряд ли задумываются, откуда в центре Москвы сооружение, названное в честь полуострова в Черном море. Однако, всему есть простое объяснение.

Мост построен на месте, где в 16-17 веках был так называемый Крымский брод. В те далекие времена Москва-река была мелководной. Неподалеку располагался Крымский двор, где останавливались гонцы и купцы, приезжавшие в Москву из Крымского ханства. Отсюда и название моста, площади и улицы.

Мост понадобился при сооружении Водоотводного канала в 1780-х годах, когда в районе стрелки, где сейчас расположен «Красный октябрь», построили плотину и уровень воды в реке поднялся. Первый мост был деревянным и назывался Никольским — по названию старинного храма Николы Чудотворца в Хамовниках.

Спустя почти 100 лет деревянный мост пришел в негодность и на его месте построили металлический. Преемником этого моста и стал Крымский мост. Кстати, необходимости в замене металлического моста, который также назывался Крымским, не было. Однако у Сталина на этот счет были свои соображения.

Автором проекта назначили молодого архитектора Александра Власова, который был на примете у Сталина после конкурса на лучший проект Дворца Советов. Выиграл его, правда, Борис Иофан, а грандиозное «строительство века» заморозили из-за экономического кризиса в стране.

Очертания моста напоминают арфу — любимый музыкальный инструмент Сталина, стальные тросы — струны. Несмотря на видимую «воздушность», трехпролетный висячий мост весит около 10 тысяч тонн. Четыре пилона — стальные колонны с клепками высотой 28,7 метра, соединены между собой не балками, а цепями, закрепленными на концах моста.

В мире не так много мостов с аналогичным решением. При этом дорожное полотно как бы «подвешено» на металлических тросах — вантах. За счет этого Крымский мост выглядит легким, в отличие от других мостов через Москву-реку. Общая длина моста — 688 метров, ширина — 38,5 метров.

Сталь, из которой выполнены пилоны и цепи Крымского моста, была особой марки и сверхпрочности — она предназначалась для возведения Дворца Советов, который хотели построить на месте снесенного Храма Христа Спасителя.

В 2001 году на мосту расширили проезжую часть, заменили тротуарное покрытие и гранитную облицовку опор.

Крымский мост можно считать своеобразной смотровой площадкой Москвы. С него открываются живописные виды на Москву-реку, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, стрелку «Красного Октября», на гигантского Петра I  работы  Зураба Церетели, а также ЦДХ и обновленную Крымскую набережную с велодорожками  и вернисажем художников.

Артем Высоцкий, фото и видео автора.