Прощай, монорельс! Здравствуй, парк!

Единственную в Москве монорельсовую дорогу на северо-востоке города ждет реконструкция. Поезда планируется спустить на землю и связать с трамвайной линией. Корреспондент «Дом, в котором я живу», возможно, оказался одним из последних пассажиров транспорта будущего, который уходит в прошлое.

Еще год назад слышались разговоры о том, что монорельс Москве больше не нужен – де, не выполняет он свои функции, не перевозит плановое количество пассажиров, эксплуатация его, скорее убыточная, чем прибыльная. Тогда власти города отложили решение до лучших времен.

И вот, наконец, на сайте MOS.RU опубликован проект молодых архитекторов с предложением: использовать надземную дорогу совсем по другому назначению – превратить опоры дороги в парк длиной 4,7 км, проходящий через несколько районов города. Его планируется разбить на участки и в каждом разместить объекты в зависимости от потребностей района.

На путях монорельса архитекторы предлагают разместить прогулочные дорожки, детские и спортивные площадки, амфитеатр и даже бассейн.

Данный проект даже вошел в шорт-лист Всемирного фестиваля архитектуры наряду со стадионом «Лужники» и парком «Зярядье».

Что ж, идея заманчивая. И обойдется городу «в копеечку». Вероятно, что в такую же, в какую в 2004-м обошлось строительство дороги. Но, что не сделаешь для комфорта москвичей. Тогда — была востребована дорога, сейчас городская инфраструктура создается больше для пешеходов.

Оставим споры о целесообразности планируемого закрытия монорельса и прокатимся на нем, возможно, в последний раз.

Сейчас монорельс работает в так называемом туристическом режиме. С 8 до 20. Раннее утро. Возле входа, у станции «Выставочный центр» собираются пассажиры. На туристов не похожи – скорее на спешащих по делам москвичей. Ровно в 8:00, полицейский открывает ровно одну дверь из четырех, и собравшиеся, отталкивая друг друга, протискиваются внутрь вестибюля.

— Вам, мужчина, больше всех надо? — обращается ко мне женщина в возрасте с двумя сумками.

— Нет, я не хочу опоздать на поезд, слышал, ходят они теперь раз в полчаса, — пытаюсь оправдаться я.

— Никуда вы не опоздаете, молодой человек, — обращается ко мне долговязый мужчина, — сейчас прорвемся на станцию и будем полчаса ждать, поезда ходят по расписанию!

Действительно, табло извещает, что до прибытия поезда – 23 минуты. Зачем, спрашивается, толкались? Тем временем перрон наполняется пассажирами. И через какое-то время на станции, что называется, яблоку негде упасть.

Ждем прибытия поезда. Голубой вагон появляется на горизонте. Медленно подтягивается к платформе, также не торопясь, распахивает двери, и людской поток устремляется рассаживаться. Не знаю, на скольких человек был рассчитан вагон монорельса. Лично я почувствовал себя шпротой в банке. Двери, наконец, закрываются. На платформе остается примерно треть пассажиров – ждать следующего поезда.

Поезд движется медленно. Первые три минуты в вагоне стоит гробовая тишина. Затем появляются первые недовольные.

— Уберите локоть, женщина, вы мне уперлись в спину, — так чтобы все слышали, басит тот самый долговязый.

— Сам сними свой рюкзак, всех топчешь, достал, — отвечает долговязому пассажирка в возрасте, прижатая к стене девушкой, не отрывающейся от чтения смартфона.

На следующей остановке никто так и не вышел. Едем дальше. Напряжение висит в воздухе. Духота. Машинист не гонит – торопиться ему некуда. Раньше он мог разогнать состав аж до 70 километров в час! Бывало, сердце замирало на поворотах. А когда режим работы экскурсионный (два поезда в час) — наслаждайтесь открывающимися видами, уважаемые москвичи и гости столицы! Следующая остановка «Телецентр»! Духота. У телецентра вагоны пустеют на треть. Это сотрудники телеканалов торопятся на эфир. Но тут же поезд заполняется новыми пассажирами. Это сотрудники, отработавшие ночную смену, усталые едут домой.

Состав плетется над промзоной. Бывшие гаражи, заводские территории так и не освоенные за годы эксплуатации монорельса. Смотрю с высоты и думаю, а может и правда, лучше «висячие сады» пусть и не Семирамиды, но сады, а не подобный убогий ландшафт. Вот уж туристам с монорельса обозревать точно нечего, мрачноват пейзажик!

Поезд прибывает на конечную – станцию «Тимирязевская». На платформе состав уже ожидают пассажиры – людей тьма-тьмущая! На ум приходит мысль – раз людей так много, значит дорога еще востребована. Двумя часами позже к москвичам прибавятся гости столицы – будут кататься, и фотографировать все подряд, ведь пока монорельс – столичная достопримечательность. Другого такого в России нет.

Подхожу к дежурной по станции. Интересуюсь, как жить будете без дороги, привыкли, наверное?

— Без работы не останусь, переведут в подземку, думаю, — рассказывает мне Инна Леонидовна, — инспектор дороги. – Но вот пассажиров привыкших пользоваться маршрутом соединяющим «ВДНХ» и «Тимирязевскую» жалко. Теперь им придется добираться или на метро с двумя пересадками, или наземным транспортом, что тоже пока неудобно, иначе бы дорогой не пользовалось столько людей, — говорит смотрительница.

В комиссии по транспорту Общественной палаты города Москвы корреспонденту «Дом, в котором я живу», рассказали, что в течение десяти последних лет москвичи привыкли пользоваться монорельсом, хотя городскому бюджету этот вид транспорта обходится чересчур дорого.

В Палате считают, что альтернатива монорельсу — трамвай, который работает в обычном режиме и даже был усилен. Также МЦК, которое сейчас набирает популярность, и по суточному пассажиропотоку сравнима с одной из линий метро.

В префектуре СВАО говорят о скором улучшении транспортной ситуации в этой части города, ведь уже появились две новые станции метро – «Фонвизинская» и «Бутырская». Однако удобного перехода из района Марфино в Бутырский, где расположены эти станции, до сих пор нет. Его планируется построить в 2019 году.

Что же касается проекта, предложенного вместо монорельса, то он, заслуживает внимания. Участок от станции «Тимирязевская» до «Улицы Милашенкова» расположен максимально близко к сельскохозяйственной академии. Поэтому там предлагается сделать оранжерею, которой смогут пользоваться студенты и преподаватели вуза.

Следующая зона – спортивная. В помещении станции «Улица Милашенкова» может появиться «бэйби-паркинг». Здесь молодые мамы смогут оставить ребенка с няней, а сами побегать или потренироваться.

Продолжение эстакады от «Улицы Милашенкова» до станции «Телецентр» планируется использовать для трамвайных линий, пешеходной, беговой и велодорожек. Этой транзитной зоной предлагается связать оранжереи и спортивные площадки с Мечтательным садом.

Мечательный сад расположится на участке от станции «Телецентр» до Новомосковской улицы. Отсюда открываются самые красивые виды на усадьбу «Останкино», пруд и церковь. Здесь планируется создать амфитеатр и сад с плодовыми деревьями.
Также здесь могут разместить безбортный бассейн.

«Край бассейна визуально сливается с панорамным видом на город, создавая впечатление, что водная поверхность не имеет границ», – отмечают руководители проекта.

Рядом расположится еще один бассейн – спортивный, с деревянным пляжем, раздевалками, душевыми, сауной и фитнес-зоной.

На участке от улицы Новомосковская до станции «ВДНХ» может появится зона семейного досуга с детскими площадками для разных возрастов, кафе и перголой (навесом).

Так или иначе — монорельсовая дорога, которой когда-то планировали опоясать весь город, останется в истории и сердцах тех, кому она так полюбилась.

Артем Высоцкий.

Фото из открытых источников.