Колодцы, скалодром, теплодымокамера: как готовят спасателей в Апаринках?

На учебном полигоне спасателей в Апаринках созданы уникальные условия для подготовки московских пожарных

Завершен многолетний проект реконструкции учебного полигона для практической подготовки пожарных и спасателей в районе деревни Апаринки. В новом учебном комплексе — самые современные тренажеры и специальное оборудование, позволяющее моделировать различные чрезвычайные ситуации.

Полигон в Апаринках находится в ведении Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности столицы. Начиная с 2009 года здесь проводилась комплексная модернизация, и сегодня он представляет собой уникальный современный комплекс для подготовки профессиональных пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований Московского гарнизона, добровольцев и волонтеров. Учебная база полигона используется на всех уровнях подготовки профессиональных пожарных и спасателей: школа (кадетский класс), пожарно-спасательный колледж, вуз, пожарно-спасательные подразделения столицы.

Мэр Москвы Сергей Собянин, осмотрев полигон, и пообщавшись с пожарными, отметил:

— Пожарно-спасательная служба в этом году празднует свое 100-летие. Московские пожарные и спасатели — самый сильный боевой отряд России и ежегодно спасают десятки тысяч людей. За последние годы количество погибших снизилось почти в два раза благодаря их труду, умению, таланту и самопожертвованию. Поздравляю всех спасателей и пожарных Москвы и благодарю вас за работу!

Учебный полигон площадью 26,5 га в районе деревни Апаринки был создан в 1970-х годах для практической подготовки московских пожарных. В 1980-е года на полигоне ежегодно проходили обучение и сборы до трех тысяч военнослужащих внутренней службы, из числа которых комплектовались пожарные части Московского гарнизона.

Сегодня в состав учебно-тренировочного комплекса входят: учебная пожарная часть на две дежурные машины и одну резервную. Часть обеспечивает практическую подготовку пожарных и спасателей на натурных площадках и тренажерах, а также пожарную безопасность на территории полигона.

Начальник оперативного управления и организации пожарно-спасательных сил МЧС Андрей Иванов рассказывает:

— Например, спасатели учатся искать пострадавших в агрессивной среде, в их арсенале — костюмы замкнутого цикла. Три звена входят на территорию условного завода, где произошла утечка ядовитых веществ. С точки зрения реалий подобные ситуации отрабатываем нечасто, но мы должны быть готовы ко всем неприятностям. Аммиак, хлор — эти вещества на городских объектах встречаются все реже. Производство на заводах становится более безопасным. Однако не стоит забывать и про перевозку опасных грузов и ядовитых веществ. Обычно такие маршруты строго определены и находятся под контролем, такие машины сопровождают наши службы.

Четырехэтажный манеж — один из основных объектов полигона. Здесь круглогодично проводятся практические занятия с пожарными и спасателями по подъему по штурмовой и трехколенной лестницам на учебно-тренировочной башне, по преодолению 100-метровой полосы препятствий.  Проходят тренировки и соревнования по прикладным видам спорта, имеются спортивный и тренажерный залы, предусмотрены трибуны для зрителей.

Важная составляющая – стадион с четырехэтажной учебно-тренировочной пожарной башней, специальной 400-метровой полосой препятствий предназначенный для проведения практических занятий с пожарными и спасателями, а также соревнованиям по пожарно-прикладным видам спорта.

Здесь расположились и огневая полоса психологической подготовки – «полоса выживания», комплекс различных объектов и препятствий, воссоздающих сложные служебные ситуации.

Спасатели утверждают, чтобы быть в форме необходимо тренироваться постоянно. Для этого на полигоне расположились и натурные площадки, служащие для отработки приемов и способов ведения поисково-спасательных работ: при техногенной аварии на коммунальных и энергетических сетях – колодцы, элементы коммунальных сетей и электрооборудования, при разрушении емкостей с аварийными химически опасными веществами. При разрушении зданий и сооружений на площадке имитируются завалы из бетонных плит перекрытия, фундаментных блоков, фрагментов металлических конструкций. При ДТП – отрабатываются навыки извлечения пострадавших (манекенов) из салона автомобиля, для наглядности имеется тренажер – макет «Волги» 31029 в натуральную величину.

Спасатели совершенствуют приемы и на подвесной канатно-кресельной дороге, в ситуациях при железнодорожной аварии, на водоемах, при пожарах, в замкнутом пространстве с частичным подтоплением водой.

Имеется и теплодымокамера – для тренировки газодымозащитников в непригодной для дыхания среде. Здесь создана имитация условий, близких к реальному пожару или аварийной ситуации. Рядом расположился мобильный скалодром и тренажер для отработки навыков вскрытия дверей в жилых и общественных зданиях при проведении спасательных работ.

Стрелковый тир для стрельбы из пневматического оружия, вертолетная площадка, кинологический расчет и многое другое обеспечивают качественную подготовку.

В настоящее время учебно-тренировочная база полигона в Апаринках используется практически ежедневно. На нем проходят подготовку 13-14 тысяч пожарных и спасателей в год.

— В нашей работе и учебе важно не просто отработать конкретный алгоритм, а знать, как поступить правильно в экстремальной ситуации, — уточняет спасатель Алексей Дюмин. – Ведь любое неправильное движение может нанести вред пострадавшему.

К слову, вложения в пожарную службу и подготовку пожарных окупаются сторицей. По сравнению с 2010 годом число погибших на пожарах в Москве сократилось практически в два раза – с 213 до 115 человек.

В ходе посещения учебного полигона в Апаринках глава города также передал столичному Управлению ГИБДД 30 электромотоциклов «ИЖ Пульсар» и четыре электромобиля «Овум».

Сотрудники ГИБДД продемонстрировали новый транспорт. Электромотоциклы «ИЖ Пульсар» произведены концерном «Калашников» преимущественно из отечественных компонентов и по сравнению с традиционными моделями мотоциклов обладают целым рядом преимуществ.

Это на 100 процентов экологически чистый транспорт, а низкий уровень шума – идеально подходит для работы в жилых кварталах и патрулирования на крупных спортивных объектах. Стоимость электромотоциклов «ИЖ Пульсар»  – в три раза ниже стоимости европейских аналогов.

А еще Москва будет первым городом в России и одним из первых в мире, который начнет использовать современный автономный электротранспорт в городском хозяйстве. Уже заключены контракты и скоро в столицу придут первые электробусы.

К 2019 году ожидается, что Москва займет первое место среди европейских городов по доле экологичного электрического и газового подвижного состава в парке общественного транспорта. Сейчас на электротяге в городе работают порядка 900 трамваев и свыше 1 000 троллейбусов.

Лидия Миловидова.

Фото автора.