Улочки московские: Страстной бульвар

И Пушкин, и Грибоедов здесь тоже гуляли…

Большое внимание столичные власти уделяют пешеходным зонам. По одной из них – Страстному бульвару, прогулялся корреспондент Дом, в котором я живу.

Сегодня это еще одна из многочисленных пешеходных  зон, которую москвичи приобрели после благоустройства Бульварного кольца.

В этом году сам Страстной бульвар, вернее, его нечетная сторона, вошел в городскую программу «Моя улица». А это означает, что его ждут комплексные преобразования.

По обновленному бульвару приятно прогуляться – спокойно и неспешно, как в те времена, когда еще столичные улицы не были перегружены транспортом, у прохожих не было в руках гаджетов, а все здания, которые сегодня являются памятниками архитектуры, были просто новыми домами.

Страстной сегодня – самый широкий из столичных бульваров. Сложно представить, что в первой половине XIX века здесь была лишь узкая аллея с двумя рядами деревьев. Тогда часть бульвара, который сегодня тянется от Тверской улицы до Петровки, занимал Страстной монастырь, снесенный в 1938 году. Он был примерно на том месте, где сейчас находится здание «Известий». А в те времена здесь гуляли и Пушкин, и Грибоедов, и Чехов.

В романе «Внеклассное чтение» Борис Акунин пишет: «…не заблудишься: от Тверской заставы все прямо, до Страстного монастыря, а там налево, вдоль бывшей Белогородской стены, где Сенная площадь».

Об истории Страстного бульвара написано много трудов, но нам интересен сегодня его современный облик

Недавно на бульваре расширили пешеходную часть. Визуально она отделена от проезжей – вместо старого асфальта уложена светлая плитка. Дело не только в улучшении внешнего вида или создании интуитивной навигации: светлое мощение – дань прошлому. Светлую крупноразмерную гранитную плитку в качестве покрытия на Бульварном кольце архитекторы предложили в память о стене Белого города, на месте которого возникло Бульварное кольцо. А стену Белого города на Хохловской площади планируют сделать музеем под открытым небом.

Прогуливаясь по весенней Москве вдоль этого исторического места, не покидало ощущение, что здесь чего-то не хватает. Конечно! С лица города стерта агрессивная наружная реклама: теперь она под запретом на всем Бульварном кольце: во время спокойной прогулки меньше всего хочется получать непрошеную информацию о скидках или запуске новых фильмов. А еще над головами прохожих исчезли провода. Как и на всех крупных улицах столицы, все коммуникации спрятали в подземные коллекторы. Не только из эстетических соображений: так они и прослужат дольше, и никто неблагонадежный не сможет подключиться к ним напрямую и красть городское электричество. Кроме того, связь благодаря этому станет надежнее: оказывается, сплетенные провода ухудшают сигнал.

Мимо меня проходят две дамы, приветливо улыбаются. Кстати сказать, прогуливаясь по Амстердаму, гид рассказала мне, что если незнакомые люди там встречаются глазами, то обязательно здороваются. Поздоровалась и я с дамами, и как-то сам собой развязался разговор. Я рассказала о цели моей прогулки, и, как оказалось, женщины – старожилы этого места, живут недалеко, вот вышли на утренний моцион. «Конечно, здесь стало намного приятнее гулять, — говорит одна из них, но вот уж больно много реагентов зимой разбрасывали. Иногда просто навалят в кучу, это, я считаю, безобразие. Мы даже главе управы жаловались, и, надо сказать, там быстро на жалобу отреагировали: в конце зимы такого больше не было».

«И про знаки автомобильные скажите», — к нам присоединяется еще один их попутчик, Анатолий Иванович, который гуляет здесь со своим четвероногим другом по кличке Чарли. Мопс машет своим прелестным хвостиком-пятачком, он, по-видимому, доволен и погодой, и таким вот неожиданным общением с корреспондентом. А я про себя думаю, что нет предела совершенству, и благоустройство, т.е. БЛАГОЕ устройство имеет начало, но не имеет конца.

Сегодня город начали украшать к пасхальной неделе, в которой будет много веселых праздников, ну, а мне пора домой, в родные пенаты, которые хотя и находятся не так далеко, но не представляют собой исторической ценности. Пока. Да, забыла совсем сказать: проект «Моя улица» свяжет все бульвары кольца в единый пешеходный маршрут для долгих интересных прогулок.

Нина ДОНСКИХ, фото автора.