Пять мифов об оплате ЖКХ

Практика показывает, что значительная часть конфликтов между жителями многоквартирных домов и коммунальными службами происходит из-за банального незнания обеими сторонами законов и непонимания принципов работы инженерных коммуникаций. В особенности это относится к учету потребления и оплате коммунальных ресурсов. Мы собрали некоторые наиболее распространенные заблуждения и решили объяснить, почему они ошибочны и как обстоит дело в реальности.

Если не платить за квартиру несколько месяцев, управляющая компания может отключить свет (воду, газ и т. д.).

Платить за коммунальные услуги конечно нужно, но взять и просто так что-то отключить никто не имеет права. Обычно коммунальщики ссылаются на различные постановления правительства, однако ситуация довольно неоднозначна.

У эксплуатирующей организации есть формальное право ограничить предоставление коммунальной услуги, если задолженность по ее оплате достигает трех месяцев. Но предварительно должника нужно дважды уведомить в письменной форме: сначала за 30 дней до отключения, а в случае неуплаты долга в течение этого времени – еще раз, за три дня. Причем первое уведомление должно быть направлено по почте, заказным письмом. Никакие бумажки в почтовом ящике, а тем более звонки из управляющей компании, законной силы не имеют. Второе уведомление вручается лично, под расписку.

К тому же, если в квартире, например, проживают дети, то отключение может расцениваться как нарушающее их законные интересы и создающее угрозу их жизни и здоровью.

Теплосчетчики экономят тепло.

Это заблуждение – результат неправильного понимания роли учета в экономии тепла. Сами по себе теплосчетчики никак на потребление тепла не влияют, они лишь его фиксируют. Поэтому без них нельзя конвертировать сбереженные гигакалории в реальные деньги, ведь экономия – это разница в потреблении между предыдущим и последующим периодами, и ее нужно измерить в численном выражении.

Для получения экономии нужно сперва установить в доме теплосчетчик, затем модернизировать систему отопления и обеспечить возможность регулирования подачи тепла в зависимости от погодных колебаний и потребностей жителей. Для этого дом утепляется (при необходимости) и в нем устанавливается индивидуальный тепловой пункт с погодозависимым регулированием, а на батареях – автоматические радиаторные терморегуляторы. В итоге получается экономия.

Водосчетчики разрешили не поверять.

А вот это точно неправда. Любой измерительный прибор, по показаниям которого осуществляются коммерческие расчеты, в нашей стране подлежит обязательной периодической поверке. Она показывает, корректно ли работает водосчетчик, ведь он мог, например, засориться или износиться. Причем «врать» он может в обе стороны, в том числе «накручивая» больше реального расхода.

Для механических водомеров, которые устанавливают в большинстве жилых домов, межповерочный интервал составляет шесть лет. Дата последней поверки указана в паспорте и в акте ввода водосчетчиков в эксплуатацию.

О ткуда же возникли слухи о необязательности поверки? Первый их источник – неправильно понятая многими собственниками корректировка продолжительности межповерочного интервала. Раньше он составлял шесть лет для счетчиков холодной воды и четыре – для горячей. Это было неудобно, поэтому интервалы уравняли. Многие почему-то поняли это как «отмену поверок».

Второй ошибкой стало неверное истолкование официальной отмены услуги «технического обслуживания» водосчетчиков. Оно никогда и не было нужно, однако некоторые излишне предприимчивые коммунальщики навязывали собственникам ежегодное платное «техобслуживание», которое фактически заключалось в смахивании пыли с приборов. Чтобы пресечь порочную практику, в Москве, например, мэрия выпустила даже специальное постановление, разъясняющее незаконность навязывания данной «услуги». Но поверку никто не отменял.

Если зимой в доме жарко (холодно) – с этим ничего не поделать. Жалуйтесь тепловикам, они так топят.

Так обычно отвечают коммунальщики на все жалобы жильцов о «перетопах» и «недотопах». В больших городах чаще наблюдаются первые: на улице может быть ноль или даже плюс, а батареи раскалены так, что на них можно блины печь. И если вас ответ управляющей компании с первого раза не удовлетворит, в ход будет пущен следующий аргумент: бабушкам холодно, поэтому мы обязаны обеспечить им комфортные условия, а вы терпите. Неужели действительно во всем виноваты бедные пенсионерки?

Собственников вводят в заблуждение, пользуясь тем, что они не понимают, как работает система отопления. Сейчас законом установлено, что в каждом доме должен быть собственный тепловой пункт с погодозависимой автоматикой, а на батареях – радиаторные терморегуляторы.

Измерения проводятся постоянно, в режиме реального времени, поэтому график отопления постоянно корректируется. Радиаторные терморегуляторы позволяют устанавливать комфортную температуру отдельно для каждой комнаты в квартире. В комнате бабушки и в детской можно сделать потеплее, в других – прохладнее. А при необходимости температуру можно менять. Помимо комфорта, это обеспечивает и экономию, ведь дом больше не потребляет лишнего тепла, которое раньше рассеивалось через открытые форточки.

После установки терморегуляторов батареи не работают: они периодически становятся холодными.

Этот миф распространяют жители домов, где радиаторные терморегуляторы на батареях есть.

Давайте разберемся, как работает терморегулятор. Он имеет поворотную рукоятку с делениями, с помощью которой вы устанавливаете нужное значение температуры в комнате. Устройство отслеживает температуру воздуха, и если радиатор дает слишком много тепла – может и полностью перекрыть подачу горячей воды. То есть температура в комнате будет та, которую установил пользователь, а радиатор при этом будет холодный. Если это происходит не в лютый мороз, то оставаться холодным отопительный прибор может значительное время, и это не значит, что клапан сломан. Когда температура опустится и станет на один градус холоднее заданной – он снова откроется.

Потрогав батарею при отключенной подаче теплоносителя, многие жители недоумевают: они считают, что радиаторы неисправны. Как правило, с вопросами собственники обращаются в управляющую компанию, где им отвечают: все дело в терморегуляторах. Без каких-либо дополнительных пояснений (что нередко связано с непониманием принципа работы устройства самими коммунальщиками). Так рождается миф о «вредных» термостатах.

Мы рассказали не обо всех заблуждениях, которые мешают нормально жить в многоквартирных знаниях, но затронули наиболее злободневные темы. Надеемся, что наши разъяснения помогут собственникам лучше понять устройство своих домов и правила жизни в них.

Пресс-служба компании «Данфосс».

Фото из открытых источников.